Курский спутник будет передавать в космос детские рисунки
Курские и перуанские студенты создали первый в истории Перу искусственный спутник земли Chasqui
Юго-Западном государственном университете космонавтов пока не готовят, а вот искусственными спутниками Земли собственного производства уже могут похвастаться. В апреле на орбиту выйдет первый в истории Перу спутник Chasqui («Часки») — совместный труд курских и перуанских студентов.
С плеча космонавта
Спутник — зелёный куб с чёрными пластинами солнечных батарей — легко умещается в руках. Валерьян Пиккиев, директор Центра космической связи ЮЗГУ, увлечённо рассказывает о «Часки»: здесь находится антенна, здесь — камеры...
— Наноспутник CHASQUI-1 уже находится на борту Международной космической станции, а это его брат-близнец, — объясняет Валерьян Алексеевич. — Всегда делается два экземпляра. Этот экземпляр передали в музей ракетно-космической корпорации «Энергия», но сейчас о нас снимают фильм и его привезли на время.
А начался для курских студентов и преподавателей путь к звёздам в 1998 году с правнука великого теоретика космонавтики Константина Циолковского — Сергея Самбурова. Главный специалист ракетно-космической корпорации «Энергия» имени Королёва узнал, что курский молодёжный радиоклуб «Спорадик», возглавляемый Пиккиевым, мечтает установить связь с находящимися на орбите космонавтами, и предложил сотрудничество.
Теперь выросший из кружка радиолюбителей Центр космической связи ЮЗГУ проводит сеансы радиосвязи с космонавтами для школьников и студентов по всей России. В 2005 году центру предложили принять участие в космической образовательной программе «Радиоскаф» — запустить в космос собственный спутник, сделанный из... старого скафандра.
— Скафандры, используемые космонавтами для выхода в открытый космос, предназначены для утилизации: все они помещаются в «грузовик», который сгорает в атмосфере, — рассказывает Валерьян Алексеевич. — Стоимость одного современного скафандра — 5 миллионов долларов. А ведь их ещё можно использовать на благо науки! В скафандр стали помещать научную аппаратуру, после чего он запускался в свободный полёт с Международной космической станции.
Внезапный дефицит «готовых оболочек» подтолкнул курских учёных к новым изобретениям. В 2011 году на орбиту выходит спутник «Кедр», разработанный студентами ЮЗГУ совместно со специалистами НАСА и получивший название в честь позывного Юрия Гагарина. «Тёзка» первого космонавта не подкачал, и воодушевлённые куряне поняли: им необходимо расти дальше.
Не послать ли нам «Гонца»?
ЮЗГУ ведёт много интернациональных проектов, поэтому о новых разработках за границей узнают быстро. За короткое время в университет поступили предложения о сотрудничестве от нескольких стран. Из всех желающих выбрали Перу, на счету которой ещё нет ни одного запущенного спутника.
Несколько лет работа велась на две страны, в ней было задействовано 20 человек, однако основную работу выполнили 8 студентов.
К концу 2012 года «Часки» был готов. Название выбирали перуанцы — как-никак это их космический дебют. Вот и назвали спутник в честь одной из самых уважаемых профессий инков — курьера, доставляющего ценности и информацию. В переводе с языка кечуа «часки» означает «гонец».
«Гонец» весит всего 1,4 килограмма. Новый спутник — базовая платформа, к которому будут крепиться необходимые научные приборы.
Это первый экземпляр в серии. Пока в «кубике» минимум начинки, только самое необходимое: блоки энергообеспечения, радиосвязи, ориентации по магнитным линиям Земли и Солнца, фотосъёмки и центрального управления.
Всё это заключено в текстолитовые панели и снабжено антенной, двумя камерами, солнечными батареями и ручкой-ремешком. Именно держась за неё, космонавты фактически выкинут спутник в открытый космос.
А пока базовый спутник ждёт своего часа на МКС, в Курске и в Перу ведётся работа над серией спутников, начатой «Часки». Новую измерительно-вычислительную начинку готовят тем же коллективом плюс белорусы.
Первый полёт спутника будет испытательным. Он должен передавать на землю информацию о состоянии своих систем, фотографии, сделанные фотокамерами, а также фото и изображения, записанные в его памяти.
— Стоимость такого спутника — не более 500 тысяч рублей, — объясняет Пиккиев. — Проект спонсировали ЮЗГУ, «Энергия» и перуанцы. Кстати, 300 тысяч из 500 ушло на солнечные батареи.
Читать все комментарии