«Значит, жизнь прожил не зря!»

Курянин Александр Кузнецов получил шанс встретиться с друзьями, которых не видел много лет

10.03.2018 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Бывший музыкант, затем охранник, а ныне — инвалид. Это судьба Александра Кузнецова. Сейчас он тихо живёт в посёлке Зелёная Роща под Щиграми. Пишет стихи, вспоминает молодость и борется с болезнью. Много лет Александр был уверен, что не нужен в этом мире никому, кроме жены. Но на прошлой неделе его навестила съёмочная группа программы «Жди меня». Курянин станет главным героем её нового выпуска.

«Невозможно описать, что я почувствовал»

Александра давно пытались разыскать его друзья — участники вокально-инструментального ансамбля «Календарь» из подмосковного городка Ивантеевка. В конце 80-х — начале 90-х Кузнецов был музыкальным руководителем этого коллектива.

Молодым людям, которые дни напролет зависают в социальных сетях, трудно понять, как можно, потеряв человека, не найти его парой движений пальца по экрану смартфона. Но Александр — человек другого поколения. Он живёт в деревне, у него нет компьютера и доступа в интернет.

Ни в молодёжном «ВКонтакте», ни в «Одноклассниках» его нет. И рад бы зарегистрироваться, но нет возможности. С друзьями-музыкантами последний раз виделся в самом начале 2000-х. Поэтому искали курянина старым проверенным способом — через телефонные и адресные книги, запросами в полицию и паспортные столы. И вот — нашли!

— Для меня это полнейшая неожиданность, — признаётся пожилой мужчина. — Невозможно описать словами, что я почувствовал, узнав, что меня ищут друзья… Когда людей не видишь столько лет и думаешь, что ты забыт, а тебя еще помнят — это счастье. Если меня разыскивают мои ребята, значит, жизнь я прожил не зря! Я в этом теперь уверен.

Утоли мои печали

Больше десяти лет экс-лидер ансамбля, в середине 80-х гремевшего по танцплощадкам всего Подмосковья, не может передвигаться без костылей. Автомобиль, сбивший лихого мотоциклиста Кузнецова, в буквальном смысле проехался по его судьбе. Семнадцать переломов, раздробленная нога, частичная потеря слуха, ослепший глаз и самое непоправимое для музыканта— искалеченная рука, о которой врачи ему сказали: «Если сможешь хотя бы рюмку поднять — уже хорошо».

Медики вообще сомневались, что после такой аварии можно выжить. Но он выкарабкался. Долго и трудно восстанавливался. А пару лет назад Александра перестала слушаться правая сторона тела. И пошёл второй раунд битвы за жизнь. Потеряв возможность держать в руках музыкальные инструменты, он стал писать стихи. Иногда вызывающе-саркастичные, иногда задорные, иногда созерцательно-грустные:

* * *

Моя деревня умирает тихо,
Как умирают брошенные дети.
Под снегом розовеет облепиха.
И куры не кудахчут на рассвете.

Без жалобы на горестную долю,
Как мать, детьми забытая навеки…
Как исполняя чью-то злую волю,
В пустыне жаркой высыхают реки.

Моя деревня тихо умирает.
Приют печальный стариков и нищих.
И лишь луна украдкой навещает
Могилы на заброшенном кладбище.

Александр не в состоянии даже записать свои произведения. Иногда свежие строчки он диктует супруге, и та аккуратно переносит четверостишия на бумагу:

* * *

Утоли мои печали,
Утоли мои невзгоды.
Нас с тобою развенчали
Злые ветры-непогоды.

Ты ушла в снега седые,
Опустив прямые плечи.
Загасили ветры злые
Под иконой наши свечи.

Загасили и умчали
Сквозь безрадостные годы.
Утоли мои печали,
Утоли мои невзгоды.

Минуты славы

Александр рассказывает, что к стихам пришёл только в последнее время. Раньше «баловался» прозой, а в молодости всё свободное время поглощала музыка. Таким увлечённым и убеждённым в неминуемом успехе он и пришёл в самодеятельный ВИА («группами» музыкальные коллективы начали именовать себя чуть позже) с незатейливым названием «Календарь».

— В то время ребята в основном перепевали чужие хиты, пытались их воспроизвести как можно ближе к оригиналу, — вспоминает Кузнецов. — Не было практически никакой аппаратуры, не было инструментов. Зато было огромное желание делать музыку. Вокалист был от Бога — голос, интонирование, слух, прекрасная музыкальная память. И вместе с тем совершенно не умел петь. Я подумал, что, возможно, я смогу что-то изменить.

Первым делом новый руководитель «поставил дыхание» вокалисту, «выбил» в заводском клубе точку для репетиций и потихоньку стал обзаводиться аппаратурой. Пошли выступления на разных конкурсах. Жёстко регламентированных, где было недопустимо хулиганить. Впрочем, способ обойти запрет находился всегда.

— Раньше было очень строго,— улыбается Александр.— По условиям, например, конкурса в репертуаре должна быть одна песня патриотическая, вторая — народная, третья — советских композиторов. И вот на большом фестивале мы пели курскую фольклорную песню села Плехово Суджанского района «Ветры-ветерочки». А в середину этой песни я вписал здоровенный кусок хард-рока. Ребята дали так, что аппаратура подпрыгнула, а жюри тихо сползло под стол.

Почувствовав силу, Кузнецов написал для уже сыгранного коллектива целую рок-оперу — «Айболит», полтора часа живой музыки, сотканной из разных стилей от рока до фолка, от регги до диско. Группу заметили. Но для раскрутки были нужны деньги, продюсер и в перспективе — обновление большей части состава ансамбля. Идти на такой компромисс не хотелось. А потом грянули 90-е годы.

От гитары до больницы

Когда страна развалилась, «Календарь» был «широко известен в узких кругах». Репертуар оказался равно далёк и от «кооперативной» попсы, и от коммерческого рока. Людям нужно было кормить семьи, и они разбрелись по ресторанам. А Кузнецов не смог. Бывший музыкант взялся сопровождать коммерческие грузы в бывшие советские республики.

90-е — время тотального беспредела на дорогах, особенно на Кавказе. Были и перестрелки, и подставы, и оборотни в погонах, и бандиты в гражданском. Вволю накатавшись по бывшему СССР, наш герой устроился начальником охраны в сеть кафе-ресторанов. Опять неспокойная жизнь с постоянными «терками», «стрелками» и прочими прелестями времени перемен.

Из этой бурной жизни и вырвала Александра Кузнецова роковая авария. Он до сих пор уверен, что ДТП было не случайным — очень многим, не стесняющимся в выборе средств людям он перешёл дорогу. Впрочем, тогда покушение не доказали, а теперь это и подавно невозможно. Проехали!

Теперь бывший музыкант и бывший охранник сочиняет стихи. Говорит, что пишет только то, что пережил сам. Всё сочинённое Александр держит в голове и готов читать наизусть часами. А его домашние мечтают накопить денег на ноутбук. Так глава семьи смог бы не только наконец-то привести в порядок свой стихотворный архив, но и поделиться написанным в глобальной сети. Но почти все средства уходят на лечение.

За последнее время Кузнецов перенес четыре операции на позвоночнике. Все неудачные. И без лекарств ему просто не продержаться. Хотя рассказывает об этом Александр с шутками-прибаутками и без обид на судьбу. Он вообще с удовольствием вспоминает прошлое и вполне мирно уживается с настоящим.

НЕ ПРОПУСТИ!

3 марта в Москве состоялись павильонные съёмки очередного выпуска программы «Жди меня» с участием музыкантов группы «Календарь». Александр Кузнецов присутствовал на них заочно: друзьям показали видеоочерк о его сегодняшней жизни. На этой неделе музыканты должны приехать к нему в гости. А полный выпуск программы выйдет в эфир в середине марта.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».