«Штрафы за парковку: ради денег нельзя нарушать закон!»

02.11.2018 22:48
МОЁ! Online
66

Читать все комментарии

Споры о законности штрафов за неоплаченную парковку в центре Воронежа не утихают. В ГИБДД заявляют, что будут предоставлять городским властям данные автомобилистов. Юристы продолжают настаивать, что это незаконно.

Приводим аргументы нашего постоянного эксперта председателя регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов Николая КИСЕЛЁВА:

Удивительно, что, доказывая возможность законного наложения штрафов за неоплаченную парковку, Госавтоинспекция и администрация города ссылаются на различные статьи законов. Вообще-то такого быть не должно. Тем не менее сейчас – о позиции мэрии.

Её мнение очевидно, понятно и укладывается в одно предложение: «постановления…будут выноситься комиссиями в соответствии с хорошо знакомой водителям процедурой, которая используется должностными лицами ГИБДД при выявлении правонарушений специальными техническими средствами».

Возможно, когда-нибудь, так и будет. Но сейчас для рассылки «писем счастья» административными комиссиями (как это делает ГИБДД) нет необходимых правовых оснований. Действительно, все перечисленные в ответе мэрии статьи КоАП РФ имеются в наличии. Да, есть порядок привлечения собственников (ст.2.6.1), и рассматривать дело при определённых условиях можно в отсутствие привлекаемого лица (ч.2 ст.25.1 КоАП РФ).

Однако согласно ч.3 ст.28.6 КоАП РФ «в случае выявления административного правонарушения… в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершённых с использованием транспортного средства, ... зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств,… постановление по делу…выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело,… и оформляется в порядке, предусмотренном статьёй 29.10 настоящего Кодекса»

И всё было бы хорошо, но административная комиссия НЕ МОЖЕТ вынести постановление, отвечающее требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, так как п.3 ч.1 этой статьи требует «указания сведений о лице, в отношении которого рассмотрено дело». Такой информацией административные комиссии не владеют и получить её могут только посредством обращения в МВД. Не случайно УГИБДД в своём ответе по данному поводу обратило внимание на тот факт, что «для предоставления …информации о собственниках (владельцах) транспортных средств из банков данных МВД России необходимо наличие нормы федерального закона, разрешающей предоставление такой информации».

Механизм такого обращения пока не разработан и не узаконен. Ст. 17 Закона «О полиции» с 3 октября дополнена пунктом 5.1, согласно которому информация о владельцах транспортных средств «предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении».

Однако и этот пункт вопреки мнению администрации города не даёт права административным комиссиям рассылать «письма счастья», так как новый порядок в МВД РФ пока не утверждён, а у административных комиссий отсутствуют основания для вынесения определения о запросе необходимых сведений в ГАИ.

Приведённая в ответе мэрии довольно безапелляционная фраза о том, что «способ получения сведений о собственнике транспортного средства не влияет на порядок привлечения к административной ответственности» - есть не что иное, как попытка обосновать возможные серые схемы получения требуемой информации. Но она не основана на законе. Неслучайно в этом месте авторы забыли сослаться на конкретный пункт нормативно-правового акта.

В то же время ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ прямо говорит: «Не допускается использование доказательств… если указанные доказательства получены с нарушением закона». Да и ст.1.6 КоАП РФ пока не отменили. А она гласит, что человека нельзя привлечь к ответственности «иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

Кстати, до рассылки «писем счастья» пока не додумались даже в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где платное парковочное пространство существует уже более 3 лет. Такой порядок работает только в Москве. И то потому, что специально для столицы были внесены соответствующие изменения в КоАП РФ.

Подробнее на эту тему смотрите 20-й выпуск нашей программы «Право руля» с Николаем Киселёвым.

Самое читаемое