Как в Курск пришла революция

Чем жил город накануне Октябрьской революции и как изменилась его жизнь после неё

08.11.2017 18:09
0 3504

100 лет назад Курская губерния простиралась намного шире своих сегодняшних границ. В её состав входили Белгород и Старый Оскол. Она занимала площадь 46,5 тысячи квадратных километров, а курян здесь жило втрое больше, чем сейчас, — 3 миллиона 256 тысяч человек против нынешних 1 миллиона 120 тысяч.

Губернский город Курск той поры не был крупным промышленным центром, но производственная жизнь кипела и развивалась. В конце XIX — начале XX века в городе работало 79 фабрик и заводов, где трудились более 1000 человек. Кстати, открытый ещё в 1883-м свечной завод, многократно изменившись, дожил до наших дней. Теперь он производит лекарства и называется «Фармстандарт».

Рабочим людям жилось непросто: регулярно поднимались забастовки. В начале века бастовали рабочие сахарных заводов, а во время революции 1905—1907 годов курские рабочие участвовали во Всероссийской политической стачке. Это недовольство стало «топливом» дальнейших революционных событий.

Город

К 1917 году в Курске действовал городской водопровод, по Московской и Херсонской улицам (ныне — улицы Ленина и Дзержинского) ходили трамваи, налаживалось городское уличное освещение. Работали несколько банков: Государственный, Международный коммерческий, Городской общественный и другие.

С 1903 года посетителей принимал краеведческий музей, действовала большая общественная библиотека с читальным залом. Но гораздо большей популярностью пользовалось новое модное зрелище — синематограф. Новые кинотеатры — «Иллюзион», «Мираж», «Гигант» — росли как грибы. С ними пытался конкурировать летний театр в парке «Ливадия».

О духовной жизни горожан пеклись 21 православная и 1 единоверческая церковь, католический костел, две синагоги, лютеранские церкви, мужской и женский монастыри.

В последнем предреволюционном году в Курске издавалось 19 периодических изданий: 3 журнала и 16 газет. Тиражи в то время не указывали, но в среднем они составляли от 2 до 12 тысяч экземпляров.

Горожане и власть

По данным первой всеобщей переписи, в 1897 году население города составляло 75 тысяч 721 человек. К 1917 году оно подросло примерно до 90 тысяч. Причем в губернии постоянно чувствовалась «нехватка мужиков». Лишь в самом Курске мужчин проживало больше, чем женщин. Это и неудивительно — мужчины приезжали сюда «на заработки», семьи же оставались в деревнях.

В центре столицы губернии жили в основном мещане, купцы, военные, представители привилегированных сословий. Главным человеком в Курске был губернатор, но непосредственным самоуправлением занималась городская Дума (ее бы сейчас назвали органом законодательной власти) и Управа (власть исполнительная). Они ведали сбором городских налогов и распределением расходов, вопросами благоустройства. Также Дума и Управа занималась финансированием медицинской помощи и городских школ

Право выбора гласных (то есть депутатов Думы) давал имущественный ценз — голосовали только обеспеченные люди. Но, чтобы городская власть не впала в крамолу, все решения Думы и Управы заверял губернатор.

Культура и быт

На улице Фроловской, которую мы сегодня называем улицей Радищева, располагалась Мариинская гимназия — старейшее женское среднее учебное заведение в Курской губернии. В двухэтажном каменном особняке на Московской улице когда-то размещался общественный клуб.

Если в чопорном Дворянском собрании в течение года давалось всего 5–6 вечеров с танцами и музыкой, то с открытием общественного клуба жизнь в городе заметно оживилась. Семейные вечера здесь сменялись веселыми маскарадами, воскресные обеды с высокими горками блинов заканчивались лихим катанием на тройках. Позже в особняке открылась учительская семинария.

В театрах и электротеатрах, цирке и клубах проводили свои свободные часы жители города. Афиша театра предлагала курянам посетить спектакли «Душегубы», «Вампир», «Маруся Богуславская». Электротеатр «Мир» демонстрировал «картину на злобу дня» — «Предатели России, или Казнь Мясоедова» (Сергей Мясоедов — полковник Русской армии, повешенный во время войны по ложному обвинению в шпионаже), художественную драму «Разбит и поруган святой идеал».

С гастролями в Курске был «Большой элегантный цирк И. А. Лерри». В Курском общественном клубе читались лекции: поэтом Константином Бальмонтом — «Лики женщины в поэзии и жизни», петроградским литератором Александровым — «Николай II и старец Распутин». Многое из перечисленного напрямую связано с политическими фигурами, событиями и способствовало формированию в народе негативного отношения к ушедшему общественному порядку.

Как все начиналось

Отречение Николая II от власти состоялось 2 марта. Куряне об этом узнали на следующий день из телеграфного сообщения. В стране разыгралась непогода, железные дороги занесло снегом, и столичные газеты в Курск пришли только 5 марта. В городской Думе создали Временный исполком, чтобы не было беспорядков. Кроме гласных гордумы туда впервые начали делегировать и мещан, и солдат, и рабочих. Исполком провозгласил, что намерен защищать революцию. Но, как выяснилось, в Курской губернии у неё врагов нет. Местное отделение черносотенного «Союза русского народа» благоразумно объявило, что оно поддерживает действия Временного правительства. А монархическая газета «Быль» писала: «Мы понимаем, что проиграли сражение, поэтому готовы содействовать новой власти с целью укрепления государства».

Для сохранения порядка и спокойствия на улицах города появились военные патрули и конные разъезды. Вскоре полицию переименовали в милицию. Вице-губернатор Штюрмер оставил пост, и его место занял управляющий казённой палатой Знагоков. «В ознаменование великих дней обновления государственного строя» отменили  многие административные взыскания, наложенные правительством бежавшего губернатора Багговута.

Как и по всей стране, в Курске происходили аресты царских служащих и тех, кто сочувствовал сверженному императору. Были задержаны бывший полицмейстер и высшие чины жандармской полиции. Уполномоченного по продовольственному делу в губернии Константина Раппа горожане обвиняли в мошенничестве и издевательстве над народом. Когда его арестованного вели по улице, толпа сыпала вслед чиновнику проклятиями.

Уже 10 марта в Курске состоялся праздник Русской революции: по городу прошло торжественное шествие, ораторы выступали с речами по поводу переживаемых событий, появились плакаты «Да здравствует республиканская Россия!».

В Рыльском уезде «охранители революции» направили письмо главе Временного правительства Керенскому с просьбой удалить из прихода церкви села Чупахино священника Солнцева. Интересны мотивы просьбы: «Местный наш священник Иван Солнцев как бы способствует генералу Корнилову и Каледину развратить весь чупахинский приход, так что ж большая часть из них не хотят подчиняться сельскому комитету, не желая платить подати, и многие примкнули к буржуазии, собирая какие-то тайные записи о неподчинении новому правительству».

Большевики пришли бескровно

А вот Октябрьскую революцию куряне встретили без энтузиазма. Когда 25 октября (по новому стилю — 7 ноября) в Петрограде произошло вооруженное восстание, сбросившее временное правительство, Курск жил своей тихой жизнью. На следующий день газета «Свободная речь» разразилась язвительным фельетоном под названием «Со ступеньки на ступеньку», в котором назвала организаторов революции «комиссарами на час». А еще через день уточнила: вместо «комиссара на час» следует читать «калифа на час».

9 ноября в Курске создается Комитет общественного спасения, который осудил переворот. Например, большевик А. С. Воробьев заявил: «Я отрекаюсь от такого большевизма, который имеет дело с кровью и насилием».

Большевики-ленинцы не собирались мириться с контрреволюционными настроениями в провинции. Но поначалу пытались действовать относительно мирно. 26 ноября в здании кинотетра «Гигант» (нынешняя Площадь советов, она же цирковая) на объединенном заседании курских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был создан Губернский революционный комитет.

Он лишил полномочий комиссаров Временного правительства и ликвидировал Комитет спасения. А 1 декабря (14-го по новому стилю) прекратил свое существование и губернский народный совет. Комиссар Временного правительства и несколько чиновников были арестованы. Представители Революционного совета заняли телеграф, телефон, казначейство, железнодорожный узел. Так советская власть окончательно установилась в Курске.

Кстати

После Октябрьской революции владельцы курских кинотеатров обратились в Совет солдатских депутатов с просьбой разрешить показывать фильмы от 7 до 11 часов вечера, обещая отчислять в пользу Совета по 5 копеек с каждого билета. Ранее, согласно постановлению Думы, это разрешалось лишь с 6 до 8 часов вечера.

Первые результаты революции

Мировые войны и революции больнее всего бьют по рядовому обывателю. После февральской революции с фронтов потянулись домой солдаты с оружием, что еще больше усугубило положение. Начали расти очереди, чем воспользовались перекупщики. В Курске появилось много выходцев из Калужской губернии, где чрезвычайно остро стоял вопрос о снабжении населения мукой. Приобретая муку на курских складах по 7 рублей за пуд, «голодные» калужане тут же, в Курске, без особых хлопот перепродавал её по 30 рублей за пуд.

В газетах появились сообщения о том, что хозяева перестали кормить собак и стаи бродячих псов не дают курянам прохода. Жить становилось все труднее, нервозность начинала разрастаться. Постепенно начинался и транспортный кризис, не хватало вагонов, паровозов, которые были большей частью задействованы на фронте Первой мировой войны.

Декабрьские погромы

Начавшись сравнительно мирно, Октябрьская революция постепенно перешла в погромы сельских усадеб. В Щигровском уезде разгромлено имение Е. Х. Хорошева. Свидели событий писали: «Всё уничтожено дотла — остались одни стены усадьбы. Амбары дочиста обобраны и разбиты, скот частью порезан, частью уведён. Много имущества уничтожено и выброшено». В Фатежском уезде сожжены имения князя Н. Н. Мещерского и Шатохиных.

Погромы во многом стали следствием «водочных бунтов»: накануне в соседней Орловской губернии разграбили склады спирта в имении Шамшева.

Новая власть — новые праздники

Накануне 1-й годовщины Октября в Курске переименовали 36 улиц и три площади. Самой революционной стала Херсонская — её назвали именем Льва Троцкого. Порой новые названия придумывали от противного: Мещанская стала улицей Свободных Граждан, Смирительная — Свободной, Остроженская площадь — площадью Свободы. Владельцев домов обязали очистить стены своих домов и заборы от всех знаков «проклятого прошлого» — царских гербов, религиозной символики. В 12 часов 6 ноября в городе раздались фабричные гудки, все работы прекратились, на улицах начались концерты-митинги. 7 ноября состоялись парад красноармейцев на Красной площади и торжественное шествие по улице Ленина к Народному дому Советов.

В газете «Курская беднота» была опубликована статья В. Матохина, в которой он назвал Ленина «третьим богочеловеком» (после Иисуса и Карла Маркса) и предположил, что все эти три имени навечно останутся в памяти народной.

Кстати

В 1917 году приказом по войскам Курского гарнизона в честь мусульманского праздника Маулид ан-Наби — Рождение Пророка Мухаммеда — солдаты-магометане освобождались от несения служебных обязанностей.

Мятеж подавляли москвичи

В феврале 1918-го немецкая армия, нарушив перемирие, захватила часть Украины, а также южные и западные районы Курской губернии. В Курске был сформирован 1-й Курский революционный полк, а затем, в марте, — артиллерийская часть. Они отразили попытку немцев занять Льгов. Одновременно с немецким наступлением на территории губернии начались крестьянские восстания, подавлять которые пришлось красногвардейцам. А 10 апреля 1918 года эсеры и анархисты подняли мятеж в самом Курске и полностью захватили город. Своими силами отбить его не удавалось, и на помощь из Москвы прибыл отряд под командованием большевика Николая Подвойского, который очистил город и арестовал лидеров мятежников.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».