Испытано на себе: один день с участковым

Корреспондент «Житья» провёл один день с лучшим участковым Курской области

16.11.2018 14:40
0 933

В этом году участковый уполномоченный из Курского района Сергей АБРАМОВ неожиданно для себя стал известной в области фигурой. Победив в областном конкурсе лучших участковых, он готовится к всероссийскому финалу. Корреспондент «Житья» лично убедился: служба у участкового уполномоченного, прямо скажем, не сахар.

Проезд по адресам

Мы встретились в отделе полиции Курского района. Молодой парень с погонами майора извинился, что его пришлось ждать, и пригласил в кабинет. Видно, что внимание прессы ему, конечно, приятно, но одновременно напрягает — люди в погонах хорошо помнят правило: «Не болтай!» Особенно это касается героев журналистских публикаций. Сергей Абрамов в герои не стремился. Но  надо так надо.

После короткого совещания отправляемся объезжать участок. На служебной машине Абрамов в день наматывает около 200 километров. На его территории зарегистрировано 3 600 человек плюс 4000 дачных участков. Участковому надо успеть побывать везде. Иногда — в разных местах в одно и то же время. Как получается? Да вот как-то так...

— Мне 29 лет. Родился в деревне Каменево Курского района. Потом средняя школа и Курский филиал Орловского юридического института, — рассказывает майор. — Отучился и в сентябре 2008 года приступил к работе в должности участкового уполномоченного в Курском РОВД. Так с тех пор и работаю.

Сегодня Сергей — старший участковый. Персональная зона ответственности — Камышинский сельсовет. Но раз назначили старшим, нужно контролировать коллег. Ноздрачевский, Винниковский и Щетинский сельсоветы тоже под его присмотром.

— Сейчас заедем к одному человечку. Посмотрим, как он себя ведёт, — Абрамов притормаживает, машина плавно входит в поворот. — Мы занимаемся программой «Курская область без наркотиков» — есть у нас товарищи, которым уделяем повышенное внимание.

С наркотиками на территории Абрамова проблем вроде бы нет. Но и расслабляться нельзя. На учёте стоят шесть человек. Трое отбывают сроки: двое за сбыт, а один за кражу. Оставшиеся — под наблюдением участкового как потребители. В рамках программы контроль за ними усилен. То есть участковый может приехать и два раза за день. А может и три. И не приехать тоже может. В этот раз «человечка» дома не оказалось, и мы едем дальше.

— Много потребителей наркотиков. Много... — вздыхает участковый. — Спайсы, соли… Но не все официально на учёте: пока экспертиза пройдёт, пока заключение придёт...

Но если с этим контингентом всё более или менее ясно, то вот с кражами приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно.

— Зимой не воруют, — рассказывает Сергей. — А вот весна-осень — да, прямо страда. Дачи обворовывают. Тащат всё: инструмент, шуроповёрты, болгарки, лопаты. В основном металл. А мы? Мы ищем и находим.

У участкового инспектора нет работы «от сих до сих». «Поднять по тревоге» могут и днём, и ночью. Причём отнюдь не начальники. Последний раз Абрамову позвонили по поводу семейного конфликта. Пришлось вмешаться. Говоря языком документов, «участковый провёл профилактическую работу».

— Я не сторонник жёстких мер, — говорит он. — Особенно если человек нарушил впервые. Я поговорил — он понял. Разобрались. Мне его жена до сих пор говорит спасибо.

Семья — это святое. У Сергея у самого двое детей. Дочке семь лет, сыну — год.

— Жена привыкла, — пожимает плечами он. — Я уже участковым работал, когда поженились.

— А к ней подходят люди? Просят через неё на вас воздействовать?

— Конечно, пытались. Жена всегда говорит: «Все вопросы к мужу». Вот и всё. Я на своей колее. Люди благодарны. Даже дети и те меня знают. Прохожу, а они мне: «Добрый день, дядя Серёжа».

«Без него никуда»

Сегодня участковый Абрамов должен опросить председателя садоводческого товарищества. Есть заявление от гражданина, который утверждает, что его участок оказался без электричества по вине местного электрика. Смешно? Кому как. Для майора это рабочий вопрос.

— От кого заявление? Я такого не знаю, — удивляется председатель товарищества Елена Дорохова. — Нет у меня такого владельца. Участок числится за женщиной. А это кто такой? Может, очередной её поклонник?

Выясняется, что электричества действительно не было в течении часа из-за аварии на линии. Ремонт произведён. Проблема снята. Но есть заявление, и участковый должен опросить всех причастных. Работа у него такая.

Вообще, участковый в деревне отвечает за всё. Это и оперативник, и соцработник, и психолог, и участник оцепления, если понадобится. В начале ноября местный житель увидел торчащий из земли кусок металла. Оказалось, авиабомба. Вот и стоял по колено в грязи участковый Абрамов с коллегами, пока сапёры её обезвреживали. За последние пару месяцев это был третий случай.

Под разговоры приезжаем по следующему адресу. Тут история, с одной стороны, анекдотичная. Вот только пострадавшей невесело. Пока мама была на работе, великовозрастная дочка вместе с собутыльниками оторвала в доме батареи отопления, срезала газовые трубы и сдала в металлолом. А на дворе ноябрь.

— Здравствуйте! Мама дома? —участковый Абрамов машинально поправляет фуражку. — Кто там у тебя?

— Мать на работе. И я сейчас пойду. А дома никого. Посмотрите.

Ну, раз приглашают, грех не зайти. Дома действительно никого.

— Как дальше жить будете? — интересуется участковый.

— Печку класть будем, — отвечает ему дама неопределённого возраста. — Щас, тока мужик освободится, он нам и складёт.

По работе заезжаем в Камышинский сельсовет — нужно обсудить пожарную безопасность у «проблемного» контингента. Как выяснилось, сельский участковый — ещё немного и эмчеэсовец.

— Он тут везде у нас. Мы без него никуда, — рассказывает главный специалист Камышенского сельсовета Наталья САНЖАРОВА. — К нам же тоже люди обращаются с проблемами, семейными конфликтами. И мы подключаем Сергея Вячеславовича. Никогда не отказывает.

Мой рабочий день заканчивается. Пора возвращаться.

— Я вас до редакции подброшу сейчас, — говорит Абрамов. — А потом мне надо ещё домой заскочить. Переодеться в гражданское.

— Зачем?

— Есть информация о группе, которая дачи обворовывает. Сейчас переоденемся и с ребятами поедем искать. Думаю, скоро возьмём!

КСТАТИ

От Ивана Грозного до наших дней

Появление службы участковых уполномоченных в России можно отнести к XVI веку. В эпоху Ивана Грозного на Руси появились так называемые «губные старосты», отвечавшие за порядок на своей территории. В 1721 году Пётр I ввёл должность уличного надзирателя. В середине 1775 года по велению Екатерины II в сельской местности появились земские капитан-исправники, а затем в городах введены должности частного пристава и квартального надзирателя. В первой половине XIX века в уездах учреждена должность станового пристава, а позднее его помощника — полицейского урядника. После Октябрьской революции и Гражданской войны 17 ноября 1923 года была утверждена «Инструкция участковому надзирателю милиции». В 1930 году надзирателей переименовали в участковых инспекторов, а в 1939 году — в участковых уполномоченных.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Автор: