Когда твой дом – неприступная крепость для тебя!

Одинокий инвалид-колясочник купил квартиру, в которую не может попасть без посторонней помощи

23.03.2019 01:00
0 2395

Сергей Шаполов, 54-летний железногорский инвалид, долгие годы боролся за право жить в пригодной для колясочника квартире. Теперь, когда такая квартира у Сергея есть, он вынужден от нее отказаться – вход в подъезд оказался неприступной крепостью для одинокого мужчины.

Болезнь брала своё

В четыре года маленький Сергей почувствовал, что у него начали неметь ноги, в семь лет стали хуже работать руки.

– Заметил это, когда начал двери открывать с трудом, — вспоминает он.

Врачи поставили диагноз: болезнь Шарко-Мари-Тута – наследственная моторно-сенсорная нейропатия. Если по-простому, то у Сергея произошел сбой в одном из генов, в результате чего нарушилась структура отростков нервных клеток. Но Сергей не сдавался: учился в интернате, потом — в обычной школе, затем — заочно в вузе на бухгалтера.

– Когда я еще мог ходить, работал в управлении Михайловского ГОКа. Потом, когда болезнь усилилась, трудился уже на дому, – рассказывается мужчина. – Вел бухгалтерию частным предпринимателям и фирмам. В 35 лет я дважды сломал ногу, она неправильно срослась. Вот тогда я сел в инвалидную коляску насовсем...

Квартира в хрущевке, где Сергей жил с родителями и братом, для колясочника была не приспособлена.

– В кухню на коляске не заедешь, проход узкий. В ванну — тоже. А на балкон и подавно: там еще и порожек высокий, — вспоминает Сергей.

С 2012 года он начал бороться за получение жилья, пригодного для проживания. Борьба затянулась.

Дошел до президента

Первые два года ушли на железногорских чиновников — те приходили в хрущевку и давали заключения, что родительская квартира пригодна для Сергея. Только после решения суда Сергея признали нуждающимся и включили в жилищную очередь как внеочередника. А потом чиновники решали, кто же должен оплачивать ему покупку квартиры: то ли администрация Железногорска, то ли региональная власть. Суд решил, что деньги выделит администрация области. Но комитет соцобеспечения добился отсрочки выполнения решения суда до 2018 года.

– Я неоднократно писал президенту, и наконец лед тронулся: в марте 2018 года администрация области выделила на покупку квартиры 1 255 972 рубля, — рассказал Сергей.

Потом был тендер на покупку жилья для инвалида, который провалился: единственная пожелавшая участвовать в нем стройфирма, железногорское АО «Специализированный застройщик ЗЖБИ-3», не имела доступной инвалиду квартиры — мол, она будет лишь в доме, который сдадут в декабре 2018-го.

Жилищные мытарства

Пока шли бесконечные суды, мужчине пришлось испытать на себе жилищные мытарства. Родители Сергея умерли, брат жил отдельно со своей семьёй — жить в хрущёвке без посторонней помощи стало практически невозможно. В мае 2017 года Сергей оформился в железногорский дом-интернат для ветеранов и инвалидов. Но условия там, по его словам, «были не сахар», и уже через три недели Сергей переехал на съемную квартиру в 13-м микрорайоне Железногорска. За полтора года, по его подсчетам, на съем ушло около 150 тысяч рублей. Зато – всё необходимое рядом: мужчина может самостоятельно добраться до магазинов и купить необходимые продукты.

Справка

132 000 инвалидов проживают в Курской области, по данным телеграмм-канала «Красный Сион». Это 11,8% населения региона.

Все эти годы инвалида поддерживала железногорский адвокат Наталья Козенкова, а также работники аппарата уполномоченного по правам человека в Курской области. С их помощью Сергей Шаполов добился в суде замены предоставления квартиры по договору соцнайма на денежную компенсацию. Осенью прошлого года мужчина купил у того же самого застройщика, который должен был обеспечить его жильём, однокомнатную квартиру в строящемся доме в 13-м микрорайоне Железногорска.

– Мне досталась на пятом этаже — на первом всё «размели» раньше. Выделенных областью денег не хватило, пришлось свои 100 тысяч добавлять. Родительскую квартиру я продал брату, но пока там еще прописан, — говорит Сергей.

«Просто свалюсь на тротуар»

12 декабря 2018 года, в день сдачи дома, Сергей узнал, что не сможет самостоятельно попасть в подъезд, где находится его квартира. Подобие пандуса, установленное у входа в подъезд, сделано под углом в 55% при норме в 8%. Рядом установлен электроподъемник, но, во-первых, он не огорожен, во-вторых — так мал, что задние колеса коляски Сергея наполовину с него свисают. А в-третьих, инвалид не в состоянии самостоятельно пользоваться им.

– Если я заеду и буду на нем подниматься, то просто свалюсь с высоты на бетонный тротуар, – говорит Сергей. — А квартира хорошая. Я бы там уже жил, уже бы ремонт мне сделали, уже бы Новый год встретил бы и свой день рождения в феврале…

Он обратился к застройщику с просьбой сделать пандус по действующим нормативам. Тот ответил, что земельный участок у дома слишком мал. Сергей понадеялся на прокуратуру, но его ждало разочарование. Заместитель железногорского межрайонного прокурора Наталья Симина пояснила ему на тринадцати страницах, что микрорайон и дом проектировались по старым нормативам, не предусматривавшим самостоятельного подъема инвалида по пандусам, колейным аппарелям и так далее. Да и нынешние нормативы не имеют «требований по установке в многоквартирных домах подъемных устройств для самостоятельного использования инвалидами без посторонней помощи».

В ответе прокуратура предложила Сергею найти человека, который бы ухаживал за ним, в том числе и помогал бы заходить в дом и выходить из него. Правда, этот человек должен быть трудоспособным и неработающим и помогать инвалиду за символические 1 200 рублей в месяц — такова доплата государства инвалиду 1-й группы за уход.

– Ясное дело, за такие деньги никто целыми днями рядом со мной не будет и поднимать-спускать на подъемнике не станет, — говорит Сергей.

«А жизнь-то проходит!»

Сергей Шаполов подал новый судебный иск — чтобы обязать застройщика создать условия для доступа в подъезд. Ирония судьбы или нет — заседание назначено на 1 апреля. Но возможно, рассмотрения дела не будет: застройщик пояснил Сергею, что готов возвратить все деньги, уплаченные за квартиру. Однако квартирный вопрос это всё равно пока не решает.

– Честно скажу — я устал уже судиться, добиваться того, что мне положено. Этот суд затянется на полгода. И каков будет результат — неизвестно. А жизнь-то проходит! Боролся шесть лет — а толку? Буду искать квартиру в доме, который мне подойдет. Я уже ищу. Но пока не нахожу. Там, где подъезд почти вровень с землей, в квартирах санузел раздельный, а это мне не подходит. Безнадега какая-то! Законы у нас красивые, хорошие, а на деле... — Сергей машет рукой…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Квартира без света и воды

Администрации города Суджа пришлось начать делать ремонт в квартире, которую чиновники по договору социального найма выделили ребёнку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей. Правда, для этого опекуну пришлось искать помощи в прокуратуре Суджанского района.

Прокурорская проверка показала, что на момент предоставления квартира не отвечала требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: она не была подключена к электроснабжению, не имела хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции. Только после искового заявления прокурора администрация города приступила к выполнению ремонтных работ.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Автор: