В Черноземье неизвестные сравняли с землёй объект культурного наследия

Объект пребывал в весьма плачевном состоянии

30.10.2019 08:38
0 1502

Воронежская область неожиданно лишилась важного памятника областного значения. В воскресенье, 27 октября, стало известно, что неизвестные с помощью экскаватора сравняли с землёй усадьбу Олениных в Староживотинном. В перечне объектов культурного наследия областного значения объект состоит под №2330. Усадьба включает дом, флигель, амбар, парк, пруд и Предтеченскую церковь. Время постройки – 1820-е годы.

От Петра до наших дней

Усадьба имеет длинную и славную историю. Она описана в книге "Русские провинциальные усадьбы» Павла Попова и Елены Виноградовой.

Со времен Петра I и до конца XVIII века в усадьбе жила семья Веневитиновых. Ситуация изменилась, когда в начале 1790-х годах усадьба стала приданым Елизаветы Веневитиновой, ставшей женой Никанора Михайловича Оленина – человека, который несколько лет занимал пост губернского предводителя дворян. Новый владелец построил недалеко от усадьбы Предтеченский храм.

Елизавета Веневитинова была второй женой Никанора Михайловича. Как и первая супруга, она умерла, достигнув 23-летнего возраста. А вот третья жена Оленина – Екатерина Петровна – пережила мужа почти на полвека. После смерти супруга к ней перешёл дом и 212 душ крепостных. Сын Оленина и Екатерины Петровны – Григорий Никанорович – стал новым владельцем усадьбы.

Личность это была интересная. Григорий Никанорович владел более чем 10 языками, увлекался литературой, музыкой, историей, археологией и живописью. Он долгое время жил в Петербурге и вместе с супругой держал литературный салон, который, по данным историков, посещали Пушкин и Лермонтов.

Заметим, что воронежские краеведы поломали немало копий, пытаясь найти истину в спорах, бывал ли Пушкин в наших краях. Однозначного подтверждения этому до сих пор не найдено. Однако если «солнце русской поэзии» и останавливался в Воронежской области, то сделать это он мог в усадьбе Олениных. В 1829 году поэт проезжал через воронежские степи. И путь его пролегал всего в двух верстах от усадьбы хороших знакомых – Олениных, которые в это время как раз пребывали за городом. Мог ли известный поэт посетить хороших знакомых – краеведы спорят до сих пор.

В воронежских архивах сохранилась опись барского дома. По ней видно, что там жили основательно, а не наездами: «Господский дом деревянного строения на каменном фундаменте, снаружи обшит тесом, а внутри оштукатурен, мерою 9 сажень 1 аршин и длину 13 сажень 2 аршина, всего 23 сажени, о двадцати шести окнах с двойными рамами, задвижками, об одиннадцати комнатах с двумя коридорами, тёмным буфетом, дверей столярной работы с медными замками и задвижками двенадцать, простых четыре, стеклянных две, печей поливных кафель семь с медными заслонками и приборами, из зала балкон на каменных столбах с деревянным крашеным крыльцом и ступеньками в дом, полы сосновых досок...». Также в доме имелось «бюстов алебастровых и статуй 17», «портретов фамильных масляной краски 6, три в рамках, а три без рам». В усадьбе стояли также три каменных флигеля, две рубленые конюшни, каретный сарай. При доме рос «плодовитый сад», где находились оранжерея, каменный сарай для фруктов, было много сельскохозяйственной живности.

В таком виде усадьба пребывала до последнего времени.

Как пишут Попов и Виноградова, к концу XIX века усадьба утратила свое значение и как хозяйственный центр и как очаг культуры. По данным на 1900 год, в ней жили только 3 женщины и 9 мужчин – в основном, домашние слуги. В упадок усадьба стала приходить в начале ХХ века. В 1983 году её приняли на государственную охрану. Планировалось восстановить здания и сделать их корпусами для образовательного учреждения, где будут воспитывать будущих лесоводов. Но 90-е годы внесли свои корректировки в планы. К XXI веку усадьба пришла в плачевном состоянии.

- И все же былое очарование ещё угадывается в угасающих постройках, - писал Павел Попов. - Главный дом, несмотря ни на что, доносит до нас облик типичного помещичьего особняка, выполненного в формах классицизма. Дом имеет Г-образную планировку; основная его часть с парадными комнатами обращена в сторону церкви и пруда. Главный вход представляет собой открытую веранду, акцентированную деревянным четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Боковой вход предназначен для повседневного пользования, а задняя третья дверь ведет во двор. Под задним же крылом дома находится сводчатый подвал, который по параметрам кирпичной кладки датируется первой половиной XIX века.

Кто уничтожил – неизвестно

В региональном управлении по охране объектов культурного наследия по факту разрушения усадьбы пообещали провести проверку. По всей видимости, обветшавший объект культурного наследия снёс тот, кто сегодня владеет землёй под ним. А кто это – неизвестно. Об этом будет сделан запрос в Росреестр. По факту произошедшего подготовлено заявление в следственные органы о возбуждении уголовного дела по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объекта культурного наследия). Наказание - от 15 до 300 000 рублей штрафа – для физических лиц. И до пяти миллионов – для юридических. Также возможно и лишение свободы на срок до 3 лет.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».