В Курске ликвидируют бедные школы

По новой реформе школ неэффективные учебные заведения планируется объединить с эффективными, а некоторые и вовсе расформируют

09.11.2013 01:00
2969

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Курск» в

Комитет образования Курска начал делить городские школы на эффективные и неэффективные. Последние лишат самостоятельности и объединят с более крупными и более успешными, с точки зрения чиновников, учебными заведениями. Причём неэффективной школу могут признать не потому, что качество преподавания там на низком уровне. Камнем преткновения стал финансовый вопрос. 

— С 1 января 2014 года на всей территории РФ вводится система нормативно-подушевого финансирования,— говорит директор школы №18, председатель комитета курского Горсобрания по науке, культуре, образованию Светлана МЕДВЕЦКАЯ. — Это означает, что на образование каждого ученика будет рассчитана определённая сумма из бюджета. Эти деньги идут на зарплаты педагогов и образовательную деятельность, куда входит покупка всего, что необходимо для учёбы, — компьютеров, досок и т. д. Из-за того что некоторые школы невостребованы и детей там учится мало, денег школа также получает мало. Отсюда и возникают такие задолженности. Как правило, недостаток средств нередко покрывался за счёт более успешных школ — грубо говоря, часть средств со счёта эффективной школы перекидывался на счёт неуспешной.

Именно соотношение расходов школы и её финансирования определяют такой критерий, как эффективность. На сегодняшний день школу № 13 планируют присоединить к школе № 42, школу № 53 — к школе № 29, школу № 9 — к школе № 18, прогимназию «Радуга» — расформировать, а учеников и преподавательский состав присоединить к гимназии № 25. И этому рады не все.

— Понятие эффективности складывается из многих составляющих, — говорит директор школы № 53 Денис ЛЕЛЯВИН. — Среди них соотношение учителей и учеников, показатели ЕГЭ, результаты олимпиад и т. д. По всем этим критериям мы эффективны. Не укладывались только с расходами школы на заработную плату учителям. После сокращения части технических работников мы устранили задолженность. А в ноябре вовсе выйдем в плюс. Однако наша школа всё равно оказалась в списке тех, что будут присоединены к другим учебным заведениям. 

Гимназия для младших классов «Радуга» совмещает начальное и дошкольное образование детей. Её планируется совсем расформировать, оставив только детский сад. Родители уже написали коллективное письмо на имя главы города с просьбой сохранить гимназию.

— Гимназия создавалась для одарённых детей, — говорит мама школьницы Светлана Губанова. — Нам сказали, что её могут разделить — школу присоединят к гимназии № 25, а второй корпус отдадут под расширение детсада. Мы против. Учителя занимаются с детьми до шести часов вечера, организовано четырёхразовое питание. Будут ли такие условия в новой школе? Сомневаюсь.

После объединения неэффективные школы превратятся в филиалы эффективных. Их ученики и учителя останутся на своих местах. Только вот за «ненужностью» филиал в случае чего можно закрыть и распорядится зданием по своему усмотрению. Именно этого и боятся руководители «бедных» школ. Не совсем понятно, сохранятся ли в новых условиях все рабочие места. Кстати, от нововведения не в восторге и руководители эффективных школ. 

— Идея реорганизации хорошая, но некоторые предложения не совсем продуманы, — го ворит Светлана Медвецкая. — Как соединить школы, которые находятся далеко друг от друга и организовать образовательный процесс? Ведь ученики и педагоги должны быть единым коллективом, в школах проводятся совместные линейки и общественные мероприятия. На мой взгляд, должна учитываться не только экономическая составляющая. Ту же «Радугу» нужно не расформировать, а наоборот, продлить там образование до 11-го класса. Школы должны работать над своими имиджем, а городской комитет образования не уничтожать школьные учреждения, а модернизировать их.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Вопрос о закрытии школ пока не стоит

— Все, что сейчас происходит, — это преждевременная паника и нагнетание слухов, — говорит председатель комитета образования города Курска Сергей БЕЛКИН. — Закон был принят в 2010 году. После этого был трёхлетний переходный этап. Дело в том, что нормативы подушевого финансирования определяет область и на сегодняшний день они ещё не определены. Какими цифры будут в 2014 году, говорить рано. Сейчас не стоит вопрос о закрытии каких-либо школ. Школы должны думать о том, как повысить свой имидж и привлечь новых учеников. Никто не станет прерывать учебный процесс и заставлять учеников покинуть школьные парты в середине учебного года. У школ есть время провести оптимизацию внутри учебного заведения. Например, сократить некоторые должности обслуживающего персонала, увеличить количество платных образовательных услуг, привлечь новых учеников и т. д. У нас при комитете работает специальная комиссия, которая сейчас работает над этим вопросом и проводит собрания с руководством школ.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Курской области закрыли 11 школ

По данным областного комитета образования, в Курской области около 72% школ, расположенных в сельской местности (298 учебных заведений по состоянию на начало прошлого учебного года), являлись малокомплектными. Средняя наполняемость классов в сельских школах составляет 6,3 человека, а количество учеников, приходящихся на 1 учителя, — 4,9. За 7 лет количество школ сократилось на 317 учреждений. До конца текущего года по области запланирована ликвидация 11 школ и 11 филиалов.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».