Кому помогают уличные «волонтёры»?

Люди в зелёных жилетках собирают у курян деньги на лечение детей, но по информации «Житья» адресаты не получили ни копейки

26.11.2016 01:00
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Парни и девушки в зелёных накидках с надписью «Спасибо» и с прозрачными кубами для пожертвований «прописались» на улицах Курска давно. Некоторые из них просто стоят с плакатами о «сборе денег на лечение ребёнка». Другие, более активные, подходят к прохожим или заходят в общественный транспорт с просьбой пожертвовать любую сумму.

Сердобольных людей в Курске немало — прозрачные ящики не пустуют. Сейчас деньги собирают в помощь семилетнему Захару Шентяеву. У мальчика целый букет серьёзнейших болезней: ДЦП, спастический тетрапарез, бронхиальная астма и другие. Помощь Захару и впрямь необходима. Вот только активности волонтёров не рады ни курские благотворительные фонды, ни семья самого мальчика.

Пляска на благотворительности

— Это настоящая «саранча» — и по цвету жилеток, и по своей сути, — возмущается директор благотворительного фонда «Регион-Курск» Алла НЕНЕНКО. — Они не только не помогают нуждающимся, они дискредитируют всё волонтёрское движение в целом! Свой фонд я поднимала 11 лет, а теперь и мне приходится слышать в свой адрес много неприятного. Эти люди заставляют усомниться в благотворительности вообще — вот что страшно...

Объявлений о наборе волонтёров в социальных сетях вы не найдёте. Сборщики денег называют себя «промоутерами» и «курьерами». Обещают, что в день такой работник может заработать 2 тысячи рублей. Сама плата за волонтёрский труд — не преступление. Организация вправе премировать сотрудника. Но курские фонды схватились за голову, услышав о таксе «саранчи» — если это лишь какой-то процент от собранного, то каковы общие суммы?

Корреспонденты «Житья» решили сами «подзаработать» таким образом. Один из рекрутов — «волонтёров» — некто Сергей П., учащийся или выпускник школы № 36. На его странице в социальной сети — объявление о работе промоутера.

— Работа не пыльная, с документами, и проблем с законом нет — вы участвуете в промоакциях, — рассказал молодой человек нашему корреспонденту по телефону.

Далее Сергей перешёл к сути: работать предстоит на благотворительный фонд, который находится в далёком Татарстане. Но и мальчик, для которого собираются деньги, тоже не курский. Сбор идёт уже четыре месяца, собрать осталось 400 тысяч.

— Работать можно с 14 лет, — объясняет наш собеседник. — Разрешение от родителей? Да, пусть напишут. Стоять надо минимум 4 часа в день в людных местах. Заработок — 20% от сбора. Не то чтоб с вас требуют какой-то минимум, но вам же самим не выгодно собирать всего по 100 рублей.

Странные благотворители

У казанского фонда "Счастливая жизнь", на который, по их словам, работают волонтёры, имеется красивый сайт. На нём размещены фотографии детей, нуждающихся в помощи. Там же — копии документов. Среди них есть фото и документы Захара, а также письмо его мамы с просьбой о помощи. Вот только телефон фонда не отвечает. Зато в интернете есть ссылки на другие благотворительные организации, помогавшие мальчику. Среди них, например, есть московский фонд «Добрые дела».

— К сборам в Курске мы точно никакого отношения не имеем, — рассказала по телефону сотрудница фонда Ирина САМОЙЛОВА. — Мы действительно помогли Захару — собрали средства на специальный массажёр для ног. Но сбор давно закрыт, да и работаем мы только на территории Москвы и Московской области. С коробками, кстати, у нас никто не ходит. Но мама мальчика вполне могла обратиться в другой фонд.

Чтобы прояснить ситуацию, сотрудники «Добрых дел» помогли нам связаться с мамой Захара — Татьяной Шентяевой. Семья живёт в Волгоградском районе и о щедрости курян даже не подозревает.

— Без помощи благотворительных фондов нам не обойтись. Только благодаря ей сын уже ходит, поэтому я регулярно рассылаю письма по разным организациям, — рассказала Татьяна в телефонной беседе с «Житьём». — Я отправляла письмо и в "Счастливую жизнь", там мне обещали собирать деньги по всей России. Но за полгода мы не получили от них ничего. А несколько недель назад мне позвонили и сообщили, что в фонде сменился президент, идёт перерегистрация, счета заморожены и даже собранные деньги выслать нам не могут. Я отказалась от их услуг, и меня заверили, что все сборы остановлены.

Искать управу на «волонтёров» Татьяна не будет — на это нет времени и сил. Она просто обращается к курянам: деньги, собранные через «коробки», к её сыну не попадут. Если история мальчика тронула вас, лучше помочь напрямую. Связаться с женщиной можно через социальные сети, где есть и посвящённая Захару группа со всеми документами и реквизитами.

Получить объяснения «Житьё» попыталось от указанного на казанском сайте директора фонда "Счастливая жизнь" Михаила ГАРТИНА. Номер его мобильного телефона оказалось найти несложно. Но разговора не получилось.

— Я не имею никакого отношения к фонду, — отрезал мужчина. — Да, я был его директором до недавнего времени. Теперь к фонду никак не отношусь.

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц частично подтверждает слова мужчины. Действительно, с 12 октября директором стал другой человек, чьи контакты неизвестны. Но есть интересный нюанс: теперь уже бывший директор по-прежнему значится учредителем фонда, а значит, вопреки его словам, всё же «имеет отношение» к происходящему.

«Надо работать, а не попрошайничать»

В Курской области действует порядка 200 благотворительных организаций, увы, работающих разрозненно. Возможно, общими силами, объединившись, можно было бы в лёгкую «отсевать» мошенников. Ведь фактически они уводят деньги, которые могли бы реально помочь нуждающимся. Хотя среди добросовестных благотворительных организаций крепнет уверенность — «саранчовый» бизнес по всей России ведёт одна рука.

— Просто посчитайте: сделать один короб для пожертвований стоит 1500 рублей, если делать оптом — 1300, — разъя­сняют в «Регионе-Курск». — Всего в городе около 50 таких кубов. Прибавляем стоимость жилеток. Да тут очевидно присутствие какого-то начального капитала! Надо работать, а не попрошайничать.

Самое печальное, что, скорее всего, 50 курских «волонтёров», среди которых большинство молодых ребят, но есть и пожилые люди, получив коробку и жилетку, искренне верят, что помогают маленькому Захару выжить. Вот только мальчику в далёкой волгоградской деревне от их уверенности легче жить не становится...

БУДЬ В КУРСЕ

Как определить мошенников

Большинство серьёзных благотворительных фондов не занимаются сбором средств на улицах. В крайнем случае устанавливают «кубы» для пожертвований в общественных зданиях, предварительно согласовав с администрацией. У «волонтёра» необходимо попросить три свидетельства его фонда: о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения, о государственной регистрации некоммерческой организации.

А также «живые» адрес сайта, электронную почту, телефон руководства и телефоны родителей нуждающегося ребёнка. Только если всё это имеется, можно надеяться, что вы не столкнулись с мошенниками.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».