Электронные полисы ОСАГО стали обязательными
С 2017 года все страховые компании обязаны продавать полисы «автогражданки» через Интернет, но покупатели жалуются на сложности при их оформлении
В прошлом году Госдума внесла изменения в закон об ОСАГО, который обязал все страховые компании с 1 января 2017 года оформлять полисы обязательного страхования автогражданской ответственности через интернет. Нововведение было запущено, чтобы сделать покупку полиса максимально удобной и избавить водителей от огромных очередей и навязывания дополнительных услуг.
Избавив автомобилистов от одной «головной боли», законотворцы подкинули им другую. Далеко не всем водителям с первого раза удаётся правильно заполнить все формы, чтобы получить полис. Большинство опрошенных «Житьём» автомобилистов жалуются, что на различных этапах регистрации случаются проблемы и приобрести полис через интернет не удаётся. Чтобы убедиться, насколько жалобы обоснованны, наш корреспондент попытался оформить страховку самостоятельно.
Общий принцип покупки электронного ОСАГО выглядит так: клиент регистрируется на сайте страховой компании и вводит данные документов, необходимых для получения полиса (паспорта владельца авто, водительских прав, ПТС и т. д.). Сайт рассчитывает стоимость полиса с учётом региональных коэффициентов и полученного из единой базы КБМ (так называемый «коэффициент бонус-малус»), позволяющего водителю получить скидку за безаварийное вождение.
Далее следует проверка введённых данных с базой РСА (по сути — с данными из прошлогоднего полиса). Именно на этом шаге возникает большинство проблем, так как информация в базе не всегда точна. Если проверка прошла успешно, клиент оплачивает стоимость полиса банковской картой. В завершение процесса на электронную почту должен прийти готовый бланк страховки, который достаточно распечатать и возить с собой.
Рассчитать страховую выплату наш корреспондент смог. Правда, аж с пятой попытки. Проблема возникала с вводом кода транспортного средства. Сайт упорно отказывался его принимать, при любой (и русской, и английской) раскладке клавиатуры. Как в итоге удалось его «победить», так и осталось непонятно — просто в какой-то момент тот наконец принял номер.
Тем не менее овчинка стоила выделки: при оформлении договора удалось сэкономить порядка 1300 рублей по сравнению с прошлым годом. Причина — в 2015 году, чтобы не тянуть с получением полиса, пришлось согласиться с навязанным «добровольным» страхованием жизни. А на сайте это сделать никто не предлагал. Как позже выяснилось, нам крупно повезло.
— Из моих знакомых только один с 18-й попытки смог оформить полис через интернет, — комментирует зампредседателя курского «Авторадиоклуба» Игорь Исупов. — То система выдает, что неверно введены данные, то пишет, что «вашей машины нет в базе данных». В результате многим автомобилистам вновь приходится идти в офисы, где по-прежнему огромные очереди, или в те компании, где нет очередей, но приходится переплачивать за дополнительные услуги, или искать своего человека в страховой компании.
Выходов из ситуации может быть несколько. Во-первых, по примеру нашего корреспондента не сдаваться и попытаться «дожать» электронику. Во-вторых — если не получилось, попробовать оформить договор в другой компании. Возможно, её сайт окажется более дружелюбным. Ну а если совсем ничего не получается — всё же идти в офис страховщика и заключать договор по старинке. Этот метод никто не отменял.
Уложиться в 30 минут
Банк России предъявляет достаточно жесткие требования к сайтам страховых компаний. Так, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки, а о плановых технических работах страховая компания обязана предупреждать на своем сайте не менее чем за сутки. Такие работы страховщики могут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22 часов до 8 утра по московскому времени. Кроме того, страховщики и Российский союз автостраховщиков (РСА) не должны допускать возникновения условий, при которых их сайты и информационные системы не смогут обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента направления заявления через интернет.
Кроме того, РСА разработал систему замещения страховой компании при невозможности заключить электронный договор ОСАГО с конкретной компанией по техническим причинам. В частности, клиент с его согласия перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру ПТС.
Возникла проблема? Делайте скриншот!
— Если при оформлении полиса ОСАГО у вас возникли трудности, то обязательно делайте скриншот экрана. Это будет весомым доказательством при составлении жалобы в Центробанк, — советует автоюрист Наталья СУЩЕНЯ. — Специалисты Банка России должны провести проверку и разобраться, это был единичный сбой или это системные нарушения в работе сайта страховщика. Если же вы всё-таки пришли в офис компании, чтобы избежать навязывания дополнительных услуг, сразу предупредите менеджера, что при такой попытке вы отправите жалобу в компетентные органы. Если же договор все-таки будет заключен с дополнительными опциями, сразу же напишите заявление на возврат денег, которые пришлось переплатить сверх полиса ОСАГО.
Читать все комментарии