В Курской области «исчезли» пять городов

Курянин обнаружил, что из-за юридического казуса в регионе 14 лет нарушались бюджетные отношения

08.09.2018 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В октябре 2001 года Курская область обзавелась основным документом. Устав региона — своего рода местная конституция, конечно во многом дублирующая федеральное законодательство, но всё же имеющая местную специфику.

Например, первый раздел документа носит название «Курская область в составе Российской Федерации». Курский активист Алексей Ларин, тщательно прочитав Устав, к своему удивлению, не обнаружил на территории региона ни одного города. Если, конечно, верить статье 8 Устава. Районы есть, а городов нет.

Города отыскались в региональном законе № 48 «О муниципальных образованиях в Курской области», принятом местными законодателями в октябре 2004 года. Там в статье 1 статусом городского округа наделены муниципальные образования Курск, Железногорск, Курчатов, Льгов и Щигры.

«Смекалки не хватило»

Юридический парадокс в том, что по своему статусу Устав главнее любого закона, принимаемого местными законодателями. В нём существует часть 2 статьи 15, которая устанавливает, что законы, иные правовые акты области и органов местного самоуправления не могут противоречить Уставу. В случае противоречия действует Устав.

Получается, что раз в Уставе городов нет, то и вообще их нет? Но фактически 14 лет местные власти из года в год принимали законы о бюджете Курской области, благодаря которым выделялись бюджетные деньги городским округам. Получается, незаконно?

— Если смотреть с сегодняшней точки зрения, — заявил «Житью» Алексей Ларин, — то налицо финансовое преступление. Следует внести изменения в Устав — тем самым придать правовой статус действиям, которые были совершены.

Кстати, в Уставе соседней Белгородской области тамошние законодатели свои города перечислили. Хватило пары строк.

— Причина, на мой взгляд, в некомпетентности тех, кто работает, — продолжает Ларин. — Устав приняли, а закон № 48 принимали уже после выхода ФЗ № 131 «О муниципальных образованиях в РФ», и там впервые появилось понятие «городской округ». Города, которые при советской власти считались городами областного подчинения, стали городскими округами. А вот на то, чтобы внести изменения в Устав, ни у кого смекалки не хватило.

Справка

Города Курск и Рыльск с 1362 года входили в состав Великого княжества Литовского. Как литовский город Курск упоминается в договоре с Тевтонским орденом 1402 года.

Тревогу не забил комитет финансов Курской области вместе с заместителем губернатора, формирующие проекты бюджетов. Не задумались о последствиях в региональной администрации совместно с административно-правовым комитетом, отвечающим за соответствие нормативных актов Курской области Уставу. Проморгали юридический казус и в Контрольно-счётной палате Курской области, осуществляющей контроль расходования бюджетных денег. Что говорить о депутатах областной Думы нескольких созывов, исправно голосующих за бюджет, если на проблему не обратила внимание даже прокуратура региона, а ей внести протест проще простого.

Ларин считает, что этот пример просто бросается в глаза, а правовая коллизия возникает также по вопросу принятия и регистрации уставов данных городских округов, получения и расходования бюджетных средств из областного и федерального бюджетов и так далее.

Фото Оксаны ВАРЛАМОВОЙ.

Неожиданная новость

Нынешний депутат Государственной Думы Ольга ГЕРМАНОВА не один год возглавляла Городское собрание областного центра. Именно под её руководством не единожды принимался бюджет города Курска. И её мнение, как человека с достаточно большим опытом руководства городским хозяйством, считалось и считается достаточно весомым на любом уровне региональной власти.

— Я даже не предполагала, что существует такая коллизия, — комментирует «Житью»  сложившуюся ситуацию депутат. — Курск, как и остальные города, — составная часть области. Как они могут в неё не входить? Здесь своё слово должны сказать юристы. Я понимаю, что это, конечно же, и ко мне вопрос, и к депутатам, но каждое изменение в законе готовят юристы. Проверяют на соответствие законодательству. Я лично не увидела, что нашего города в Уставе области нет. Мы в Устав города Курска неоднократно вносили изменения, и если что-то было не так, то прокуратура немедленно выступала с протестами. А тут почему-то никто не обратил внимания? Конечно, если такой прецедент есть, то его нужно исправить. Сделать это достаточно легко. Внести поправки и проголосовать.

В Литву иль в Украину?

Понятно, что юристы свой хлеб едят не даром. Но даже у них просьба о комментарии к сложившейся ситуации вызывает смех и налёт фантазии .

Справка

Курск как «Курск на Тускоре» упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» среди киевских поселений.

— Поскольку в Уставе области не указано пять городов, то тут возможны различные правовые последствия, — объясняет «Житью» юрист Сергей ЕПИФАНОВ. — В том числе и негативные. Конечно, интересно, почему за столько лет ни контролирующие, ни надзирающие органы не обратили внимания на этот вопрос. Правовые последствия? Пока, видимо, никто не обращался. Представить сложно, но даже при возникновении случаев в сфере уголовного права виновные люди могут сослаться на то, что денежные средства, похищенные из бюджета муниципального образования, не указанного в Уставе области, не являются бюджетными средствами. Это влияет на квалификацию преступления и даже больше: возможно, лицо избежит уголовной ответственности. Поскольку муниципальные образования не указаны в Уставе, то и выделение им денег из бюджета можно признать нелегитимным, и плюс ко всему, если пофантазировать, соседние регионы или сопредельные государства могут претендовать на эти муниципальные образования. Получилось, что Курской области эти города не нужны...

Как считает юрист, проблемой должна озаботиться либо прокуратура Курской области, либо депутаты законодательного собрания региона.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Противоречий нет

Ответ, который «Житьё» получило на свой запрос в прокуратуру, прозвучал как-то расплывчато и не по существу, что лишь подчеркнуло наличие нестыковок в местном законодательстве:

— По закону «Об административно-территориальном устройстве Курской области» следует, что к городским населённым пунктам относятся города областного, районного значения, посёлки городского типа и городские округа, — отвечает и. о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Курской области Татьяна ЕФИМОВА. — Статусом городского округа наделены Железногорск, Курск, Курчатов, Льгов, Щигры. Таким образом, противоречия в региональном законодательстве отсутствуют. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Курской области в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Законами Курской области об областном бюджете городским округам могут быть предусмотрены межбюджетные трансферты.

Правоохранители не готовы признать ошибку в документе регионального значения? Похоже, казус с Уставом Курска остаётся «действующим»...

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».