Вход свободен
Мэрия решила убрать из автобусов и троллейбусов турникеты, больше года простоявшие мёртвым грузом
Полуторагодовая эпопея с оборудованием пассажирского транспорта Курска турникетами бесславно завершилась. Со дня на день должны начаться работы по демонтажу «продвинутой» пропускной системы в пассажирский транспорт, которая так и не прижилась в реальных условиях.
Такой исход был ожидаем. Ещё на презентации проекта корреспонденты «Житья» прямо сказали его авторам, что европейская модель платы за проезд с проходом через турникет в одной двери и выходом через другую вряд ли будет работать в Курске в часы пик, когда толпы пассажиров берут автобусы штурмом. Однако и инвесторы, и чиновники мэрии дружно уверили, что народ привыкнет к новым правилам и система себя оправдает.
Не привыкли. В городскую администрацию посыпались жалобы курян, и местные власти обратились к авторам проекта с просьбой «заменить турникетную систему в транспортных средствах на более простую и удобную другую форму контроля проезда для пассажиров». В итоге турникеты решили убрать.
Почему система не оправдала себя, мы решили выяснить у главы города Курска Александра ЗАКУРДАЕВА. Ведь как известно, переход на автоматическую систему оплаты и контроля в автобусах и введение самой электронной платёжной карты были одним из пунктов проекта «Электронный город», автором которого он является.
— К сожалению, закрытой системы оплаты пока не получилось. Турникеты оказались очень капризными техническими устройствами, которые реагировали даже на незначительные перепады напряжения, — поясняет глава Курска. — Бесперебойное питание не было осуществлено должным образом. Это вина даже не инвесторов, а той команды, которая взяла на себя ответственность за оборудование автобусов. В любом случае бюджет города не потерял ни копейки — проект финансировал частный инвестор. Зато мы получили реальные цифры пассажиропотока и можем теперь регулировать загруженность транспорта. И рассчитываться с перевозчиками за реально перевезённое число пассажиров, в том числе льготников.
Хотя совсем ставить крест на проекте электронной оплаты проезда в ООО «Интегрированные билетные системы Курска» (эта компания разработала и финансировала проект) не собираются.
— Турникеты демонтируют, однако устройства по считыванию карт (валидаторы) останутся на каждой двери, — сообщает пресс-секретарь компании Ольга СОКОЛЕЦ. — Вход пассажиров со всеми видами транспортных карт может осуществляться через любую дверь и с обязательной регистрацией карт через валидаторы. Также билет можно будет купить у водителя за наличный расчёт.
Получается, «автобусы по карточкам» всё-таки будут действовать, но без неудобных перегородок на входе. В ближайшее время считывающими устройствами даже собираются оснастить трамвайный парк. Сейчас валидаторы находятся у кондукторов. С введением новой системы кондукторы с помощью персональных считывающих устройств будут проверять карточки у пассажиров в салоне. Но когда заработает данная система — пока неясно.
«Электронный город» жив?
ак утверждают в мэрии, турникеты были лишь одним из направлений проекта «Электронный город». С остальными ситуация, по официальным данным, не столь печальна. Что ещё электронного есть и появится в Курске, выяснили корреспонденты «Житья».
Электронные глаза
Уже третий год на улицах Курска устанавливают камеры видеонаблюдения. С их помощью отслеживается ситуация на дорогах, фиксируются правонарушения и очаги пожаров. На сегодняшний день на улицах установлено около 50 видеокамер. Их разрешение настолько высоко, что позволяет видеть изображение до мельчайших деталей — вплоть до цвета глаз прохожих. К концу года таких камер будет около 70. За несколько лет Курск планируется полностью покрыть сетью видеонаблюдения.
Картинка с камер поступает на сервер, где вся записанная информация хранится 30 суток. В единую систему постепенно подключатся корпоративные камеры банков, школ, магазинов. Сотрудники УВД отмечают, что благодаря работе камер за последний год было раскрыто несколько десятков преступлений.
Ещё одно направление работы видеонаблюдения — мониторинг ситуации на дорогах. 14 камер уже действуют в местах максимальной автозагруженности, ещё около 10 планируется поставить в ближайшее время. Ещё десять детекторов скорости и мобильные камеры ГИБДД установлены вдоль курских трасс.
Умная система не только фиксирует нарушение, но и определяет номер автомобиля, имя и адрес владельца. Информация о нарушителях попадает в Центр автоматической видеофиксации ГИБДД, а оттуда в течение 4 — 7 дней владельцу авто приходит «письмо счастья» — так водители называют фотографии машин на месте нарушения с указанием времени и суммы штрафа.
Кстати, по мнению автолюбителей, попасть под прицел камеры иногда выгоднее, чем встретиться с инспектором ГИБДД, — по факту видеофиксации выписывается штраф в минимальном размере, а не «на глазок».
Ещё четыре видеокамеры следят за пожарами в городе и его окрестностях. Та, что установлена на вершине трубы котельной ТЭЦ-1 (высота 150 метров), следит за ситуацией в лесных массивах Сеймского округа, урочище Солянка и Северо-Западном районе. Вторая, на трубе ООО ТГК-4, мониторит ситуацию в районе АПЗ-20, в частности следит за урочищем Горелый лес. Такие же камеры установлены в Северо-Западном районе (обзор урочища Гремячка) и в Железнодорожном округе (в поле зрения — лесные массивы вдоль реки Тускарь). 36-кратное увеличение и обзор 180 градусов позволяют детально рассмотреть любой участок территории и вовремя отреагировать на возгорание.
Система оповещения
Система оповещения населения в случаях чрезвычайных ситуаций ОКСИОН, сооружённая на средства МЧС, — тоже часть проекта «Электронный город». На данный момент в городе есть два таких экрана — на Красной площади (дом № 6) и на площади Перекальского. Пока на них демонстрируется социальная реклама. В основном на противопожарную тематику. Также в местах массового скопления людей в зданиях (гипермаркетах, крупных магазинах) работают 10 экранов диагональю 82 см. В случае необходимости экраны оповестят людей об опасности и дадут советы, что делать.
Сейчас в разработке находится новая система оповещения. В случае опасности домашние телевизоры автоматически перейдут в особый режим вещания и дадут горожанам необходимую информацию. Однако для такого включения необходимо специальное устройство — особый передатчик. Сейчас местные власти ищут пути реализации этого проекта.
Умные остановки и светофоры
Чтобы пассажиры не выбегали на дорогу, вглядываясь в подъезжающий транспорт, в городе монтируют электронные табло — так называемые умные остановки. Работают они примерно по тому же принципу, что и всем знакомые электронные табло на вокзалах. Первыми строками идут номера и маршруты автобусов, которые прибудут на остановку через 2 — 3 минуты. Следующие 9 авто вниз по списку — через 10 — 15 минут.
Система работает благодаря спутниковой навигации ГЛОНАСС, которой оборудован городской транспорт. В интервале от 30 секунд до 1 минуты с каждой маршрутки на сервер поступает информация о местоположении автобуса, которая обрабатывается и транслируется на табло.
На сегодняшний день в городе установлено 10 таких табло: с двух сторон на остановках «Европа-10», «Северный рынок», «Медуниверситет», «Центральный рынок» и односторонние на остановках «Кинотеатр им. Щепкина» со стороны кинотеатра и «50 лет Октября» в сторону центра. Работы идут полным ходом, в ближайшие дни в городе оборудуют ещё 10 таких остановок: у Знаменского монастыря, гостиницы «Центральная», на площади Добролюбова, улице Садовой, чуть позже — на остановках «Драмтеатр», «Кирова», «Железнодорожный вокзал».
Однако горожанами новинка пока не востребована — одни не могут разобраться в надписях на табло, другие просто привыкли к традиционной схеме посадки — высматриванию ближайшей маршрутки.
Умный светофор, который самостоятельно регулирует время красного сигнала — увеличивает или уменьшает в зависимости от загруженности перекрёстка, — пока в городе всего один — на площади Перекальского в месте перехода от гастронома «Курск» к медуниверситету. В 2013 году таких чудес техники должно стать больше.
Ошибочно умными светофорами считают «говорящие» переходы у здания администрации города и на ул. Садовой. Однако как нам пояснили в департаменте транспорта и дорожного хозяйства города, эти светофоры просто предназначены для удобства глухих пешеходов и к проекту «Электронный город» никакого отношения не имеют. В общем, если светофор умеет говорить — это не значит, что он умный.
Читать все комментарии