За хлебом — в церковь, в кино — в монастырь
Накануне Светлого праздника Пасхи «Житьё» вспоминает, как здания курских церквей использовались в советское время
На Руси церковь всегда была средоточием жизни. На соборных дворах происходили народные собрания, шла торговля. Во время вражеских набегов селяне прятались под храмовыми сводами. С приходом советской власти у монастырей отняли статус и землю, а помещения раздали. Однако жизнь не ушла из храмов, она продолжалась. И люди снова и снова ходили в церкви, пусть и не только за пищей духовной.
За хлебом ходили к алтарю Введенский храм, расположенный на пересечении улиц Дубровинского и Маяковского, недавно отметил 250-летие. Правда, после революции ему пришлось примерить на себя роль магазина. В 30-х годах местные жители ходили за хлебом к алтарю. После начала Великой Отечественной храм неожиданно открыли для богослужения, а его подвал спасал прихожан от бомбёжек. В 1973 году церковь собирались снести. Когда взрывчатка для сноса была уже подготовлена, вмешалось столичное начальство, и церковь осталась. |
В подвале храма парились и купались Храм Ахтырской иконы Божией Матери, расположенный по адресу: Ахтырский переулок, 7а, — после эпохи Советов не восстановился до сих пор: от постройки 1760 года едва осталась половина. В 30-е годы под церковными сводами заработал матрасный цех артели незрячих инвалидов. В 1950 году храм подвергся перестройке, а в 60-х отдан под склад «Медтехнике». В подвале здания распологались бассейн и парная. Когда в 1997 году храм всё-таки был возвращён церкви, он представлял собой ветхое строение с полуразрушенными стенами, покрытыми плесенью. Сегодня службы в нём проводятся параллельно со строительством и реконструкцией. |
Рок по-монастырски Сразу после революции на территории Свято-Троицкого женского монастыря организовали лагеря принудительных работ: в кельи заселили заключённых, территорию обнесли колючей проволокой. В 80-х годах сюда переезжает центр народного творчества и культурнопросветительной работы. Открываются концертный и выставочный залы, библиотека для слепых. Здесь же работает театр-студия «Эй», а затем открывается второй в городе рок-клуб. По стечению обстоятельств первый курский рок-клуб располагался в здании костёла на улице Марата. Однако из-за жалоб местных жителей в 1994 году рок-клуб выселяют, а помещения возвращают женскому монастырю. |
Кино, конфеты и ЗАГС Знаменский мужской монастырь сменил много хозяев, до того как снова стать храмом. В 1920 году батальон внутренней охраны занял строение, а во дворе командир решил производить занятия с артиллерийскими снарядами. В дело вмешался Наркомат просвещения, и военным пришлось свой аппетит умерить. Однако через год при проверке обнаружилось, что монахи всё же выгнаны. В октябре 1926-го все здания бывшего монастыря (кроме занятых батальоном) передали краеведческому музею. Вскоре здесь открылось 10 выставочных залов, а остальные помещения музей сдал в аренду. В четырёх монастырских флигелях разместились пекарня, конфетная фабрика, архив ЗАГС и даже жилые квартиры. В 1932 году приход был окончательно ликвидирован, а собор начали перестраивать под кинотеатр «Октябрь». Были снесены две колокольни и четыре маленьких купола. Большой купол решили оставить, дабы не искажать исторический внешний вид. Открытие «Октября» состоялось 23 сентября 1937-го показом фильма «Пётр I». |
Дело — труба В 1934 году началась перестройка под хлебозавод церкви Преображения Господня, находившейся в Преображенском парке на Золотаревской улице (ныне Гайдара). Однако строительство не закончили и при отступлении Красной Армии 30 октября 1941 года здание взорвали. На этом месте до наших дней сохранилась труба хлебопекарни. |
Читать все комментарии