Верховный суд защитил центр Курска
Администрация требовала отменить решение Облсовета четвертьвековой давности «Об установлении зон охраны памятников истории и культуры города Курска»
Мэрия не смогла через суд отменить решение областного Совета народных депутатов 1990 года, установившее охраняемые культурные зоны центра города. Разбирательства с обладминистрацией начались ещё весной и дошли до Верховного суда.
Согласно упомянутому решению, в центре Курска выделено четыре категории охранных зон. Во-первых, у памятников истории и культуры: территории вокруг костёла, усадьб Семёнова и Уфимцева, квартал у слияния рек Кур и Тускари и т. п. Далее — две зоны регулирования застройки. К зоне относятся площадь Добролюбова, Троицкая церковь, Палаты Ромодановских. К зоне «Б» — улицы Урицкого, Марата, Семёновская и прочие. Здесь действует строгий регламент по высоте новоделов — два-три этажа, местами до пяти.
В третьей категории выделены зоны охраняемого ландшафта: «А» — от площади Добролюбова до улицы ВЧК — и «Б» — от Котовой горы по руслу Кура через Казацкую до самой Знаменской рощи. Отдельной, четвертой группой выделены участки исторического культурного слоя — на обширной территории в центре Курска.
В «проблемное» постановление превратилось в конце 2015-го. В Ленинский суд обратилась компания-победитель тендера на постройку 16-этажки в районе улицы Гайдара. Но оказалось, что строить в этом месте можно максимум пяти-этажный дом. Строители обратились в суд. Их позицию поддержала мэрия. Но суд был проигран. А в апреле уже сам муниципалитет стал истцом, пытаясь отменить давнее решение облсовета.
— Бытует позиция, что город хочет отменить решение, чтобы беспрепятственно сносить дома, — говорит начальник административно-правового управления администрации города Курска Ольга ГРАНКИНА. — Я лично была на одном из заседаний — судьи смотрели на нас как на варваров. Но город никогда не хотел уменьшать число исторических зданий. Причина тяжбы в том, что в решении отсутствует точная карта охранных зон. Показательна ситуация с застройщиком на Гайдара. По документу охраняется территория «комплекса памятников — Троицкой церкви (Нижней) и Палат Ромодановских с примыкающими участками улиц Гайдара и Пионеров». Но где именно заканчиваются эти участки — непонятно.
Из-за юридической неразберихи карт охранных зон оказалось две, и некоторые пункты в них исключали друг друга. Гранкина утверждает: ситуация, когда «примерно здесь ничего трогать нельзя, а где-то там можно», отразилась и на технических моментах. По версии мэрии, сейчас решение мешает обеспечению населения, живущего в охраняемых исторических зонах, коммунальными услугами, ремонту дорог, благоустройству и размещению рекламных конструкций, ведь многие работы здесь запрещены.
Именно эту версию мэрия отстаивала в суде. Обладминистрация и региональное правление по охране объектов культурного наследия, в свою очередь, утверждают: все зоны определены чётко. Верховный суд согласился с этими доводами. Правда, с его решением складывается интересная ситуация — в новостях суда о нём говорится, но самого решения на сайте нет. В мэрии его тоже ещё не читали.
Сейчас ситуация патовая. Суды проиграны, оспаривать решения негде, но в мэрии уверяют, что старое постановление всё равно «нужно отменять». Чтобы принять новое — ещё лучше прежнего.
«Закон нужно уточнить!»
— Изначально над этими зонами работал архитектор Сергей Писарев. Он определил здания и участки, но границ чётких, действительно, не было, — вспоминает историк-краевед Владимир СТЕПАНОВ. — А ведь установить их нужно! За последние 6 — 8 лет Курск сильно пострадал — варварски уничтожены важнейшие достопримечательности: Георгиевская аптека, комплекс бывшей земской больницы, женское духовное училище на Льва Толстого, два дома на улице Гайдара. Здесь, на углу с улицей Софьи Перовской, стоят сейчас руины углового дома, старейшего в Курске. И его уничтожили! Действующее решение действительно надо пересмотреть и конкретизировать. На самом деле, можно снести одноэтажную постройку на тех же улицах Красной Армии и Большевиков — историческим ценностям это никак не повредит. А закон должен защищать то, что действительно нуждается в защите.
Читать все комментарии