Люди и куклы
Кто и как делает кукол, которых зрители видят в театре
В Курском государственном театре кукол самих кукол нельзя называть «игрушками». Иначе обидишь сотрудников. Здесь куклы — артисты. Почти каждый день они, пусть и с помощью людей, выходят на сцену и рассказывают о любви и красоте человеческой души.
Оживляем для себя
Театральная кукла живёт только в одном спектакле — том, в котором играет. Одного персонажа нельзя задействовать в разных постановках. Это чревато нарушением авторских прав.
А создают «артистов» в бутафорском цехе. Над их созданием «колдуют» шесть человек. У каждого — своя задача. Её ставит художник-постановщик после того, как с режиссёром и худсоветом утверждён репертуар и эскизы «артистов».
Материал изготовления — самый разный. На голову может идти поролон или пенопласт. Но лучший вариант — это папье-маше. Оно позволяет вмонтировать глаза, сделать открывающийся рот и двигающиеся уши. В общем — почти живое лицо.
Справка
Самую древнюю куклу нашли на территории Чехии. По оценкам специалистов, её возраст 30 — 35 тысяч лет.
Процесс создания долгий и трудоёмкий. Художник-конструктор Димитрий Добролюбов по техническому чертежу изготавливает жёсткую конструкцию, то есть «скелет». Художник-постановщик спектакля делает из глины голову. Художники-бутафоры Елена Ласкина, Ольга Кельина, художник-декоратор Инна Сапрыкина разрезают её на две части, заливают гипсом и получают форму.
По этой форме из папье-маше выкладывают слои. Бумага сохнет в течение нескольких дней. Когда половинки высыхают, их склеивают и шлифуют. Получившуюся болванку опять отдают художнику-конструктору. Дальше бутафоры мастерят руки, ноги, создают тело, приклеивают волосы, делают глаза. По эскизу художника доводят до готового вида.
А художник-модельер Евгения Орчикова одевает куклу. В конце концов «артисты» выглядят как живые.
— Мне, например, больше нравится обшивать кукол, чем людей, — шутит Евгения Евгеньевна. — С куклой можно поговорить по душам. Поругаешь — она ничего в ответ не скажет. И так и сяк перевернёшь, и лицом в стол. А к актёрам нужен деликатный подход.
К музыкальной сказке «Дюймовочка» куклы «рождались», как люди, в течение 9 месяцев. Чем сложнее механика — тем дольше готовится спектакль. К тому же у одного «артиста» бывает по несколько дублей в зависимости от сюжета: кукла может быть одета, раздета, быть с чистым и перепачканным лицом и т. д. и т. п.
— Иногда обращаемся с куклой как с ребёнком, — отмечают бутафоры. — Мы в неё душу вкладываем. Уже здесь, в цехе, оживляем. Для себя.
Куклы пережили своих создателей
Артисты-куклы тоже бывают «заслуженными» и «народными». Например, Ёжик точно имеет право на такое звание. Он был создан ещё в 1991 году для спектакля «Голубой олень». Режиссёром той постановки был Анатолий Сезоненко, художником-постановщиком — Андрей Семенович. Ни того, ни другого уже нет среди живых. А Ёжик до сих пор «выступает». Так же как и Белочка c Лисой — его «коллеги» по спектаклю. Белочке почти 30 лет, Лисе — 13.
— Вы их латаете? — интересуемся у мастеров.
— Да не то слово, особенно Ёжика, — смеются художники. — Раньше были другие технологии: делали клейстер для папье-маше из муки. В папье-маше заводился жучок и изнутри ел куклу. Когда открываешь — чего только из неё не сыпется!.. К Новому году регулярно проводятся «операции».
Как Юрий Бурэ попал в сказку
Несмотря на эскизы, договорённости и обсуждения, предугадать результат на 100% всё равно не удаётся. Давно замечено, что многие куклы получаются удивительно похожими на работников театра, особенно на актёров, которые будут с ними работать. И не только на них!
Справка
До времени позднего Средневековья лиц у кукол не было. Считалось, что через глаза в куклу может проникнуть злой дух. Первые куклы с лицами были изготовлены из папье-маше и изображали персонажей Святого Писания.
Как-то курские кукольники создали персонажа по имени Деловой человек для спектакля «Маленький принц». Он оказался ну очень похож на режиссёра областного государственного драматического театра имени Пушкина Юрия Бурэ.
— В Челябинске ставили спектакль с 96 ширмовыми куклами, то есть теми, что показывают из-за ширмы, — рассказал художник-постановщик Артур Вольховский. — Их делали все, кто был свободен. Так там специально вылепили режиссёра, художника спектакля, труппу, их друзей. Было видно, насколько они получились похожими на оригиналы. В спектакле куклу режиссёра называли его именем.
Точное количество кукол в театре едва ли кто-нибудь сможет назвать. Но если постараться, из них можно создать целый музей. Увы, сейчас места не хватает ни куклам, ни людям. Театр ютится в старом здании. Новое так и не выделяют.
В ТЕМУ
Байка от актёра
Актёр театра кукол Сергей Рякин любит рассказывать, как в юности легендарный режиссёр Сергей Образцов дважды приглашал его в Государственный академический центральный театр кукол на спектакли. Юноша из провинции писал письма великому режиссёру в Москву и каждый раз получал ответ.
— У меня фотография с Образцовым на память осталась и два исторических письма от него, — с гордостью говорит актёр. — Я мёд ему в литровой банке во второй раз привёз. Образцову тогда был уже 91 год. Его вводили под руки, но он был при этом в здравом уме и твёрдой памяти.
Будущий актёр показал ему фотографию собственноручно изготовленной куклы цыганки.
— А что это? — веско спросил Образцов, указывая на блёстки над веками.
— Блёстки для эффекта, — объяснил молодой человек. — Она же на эстраде выступает....
— А, точно! — глубокомысленно изрёк Образцов и забрал фотографию себе.
КСТАТИ
1 февраля 2019 года спектаклю «Дюймовочка» режиссёра-постановщика Курского государственного театра кукол Валерия Бугаёва, художника-постановщика Виктора Никитина исполняется 15 лет. В 2005 году «Дюймовочку» наградили дипломом Международного фестиваля театров кукол «Белгородская забава» — «За лучшую сценографию и куклы». В 2006-м сказка отмечена премией Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За произведения для детей и юношества и творчество молодых».
Читать все комментарии