В новом году кафе и рестораны останутся без алкоголя?
С 1 января рестораторы обязаны подключить свои заведения к системе контроля ЕГАИС или перестать продавать спиртное
В России вступают в силу новые правила приёма алкогольной продукции на склады оптовых организаций, кафе и ресторанов, обязывающие регистрировать её в учётной системе ЕГАИС. А с июля 2016 года нужно будет фиксировать в системе не только закупки алкоголя у поставщиков, но и реализацию его покупателям. Отсрочку до 1 января 2017 года получили только магазины, расположенные в сельской местности, а также предприятия Крыма и Севастополя.
ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) придумана для борьбы с палёным спиртным. Она предполагает контроль каждой бутылки на оптовом складе, в магазине и кафе.
Каждая бутылка с алкогольным напитком имеет федеральную (для российского производства) или акцизную (для импортного) марку со штрихкодом. Считать информацию может только специальный сканер. Она через Интернет немедленно передаётся на портал Росалкогольрегулирования. В свою очередь, покупатель будет получать особый чек с QR-кодом, по которому на сайте ЕГАИС сможет прочитать подробную информацию о купленном алкогольном напитке.
Отсутствие Интернета в точке продажи — проблема предпринимателей. Если нет проводного, следует раскошелиться на мобильный. А незнание закона традиционно не освобождает от ответственности. Тем, кто не подключился к ЕГАИС, грозит штраф. За приёмку алкоголя в обход системы — от 150 до 200 тысяч рублей.
Аппаратура, сканер, компьютер, кассовая программа, флеш-карта с личным крипто-ключом и другое приобретаются за счёт владельца торговой точки. По данным Росалкогольрегулирования, в настоящее время подключены 1 276 оптовых организаций из 1 593, а в сфере розничной торговли данные в ЕГАИС передают 65 000, что составляет лишь 25% от общего числа розничных организаций.
— Мы проанализировали эту ситуацию в регионе и пришли к выводу, что эта инициатива может привести к закрытию до половины мелких магазинов и кафе, так как многие из них не потянут закупку дорогостоящего оборудования, — заявил «Житью» председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владимир ГЛОТОВ. — Особенно это скажется на торговых точках, расположенных на селе.
Правда, до 31 марта 2016 года будет действовать переходный период, в течение которого ещё допускается оборот и розничная продажа алкогольной продукции «по старинке». Но это не отменяет необходимости покупать новую технику.
— Если у коммерсанта, торгующего крепким алкоголем, вообще ничего нет, то полный комплект оборудования, включая покупку компьютера, обойдётся в 70 — 80 тысяч рублей, а если он реализует только пиво, то можно уложиться и в 10 тысяч рублей, — уверяет руководитель одной из курских фирм, занимающейся продажей оборудования для ЕГАИС Роман АГЕЕВ.— Многие владельцы общепитов решили максимально вложиться в закупку алкогольной продукции, а не в приобретение новой техники, благо первые три месяца нового года никого штрафовать не будут.
Владимир Глотов называет другие цифры. По его подсчётам, фактические затраты составят порядка 100 тысяч рублей — достаточно серьёзные деньги для малого бизнеса. Но все признают, что владельцы кафе и баров до последнего надеялись, что введение системы отложится и тратиться на неё не придется.
— Только единицы предприятий общепита подсоединились к системе ЕГАИС, многих владельцев ресторанов просто пугает эта аббревиатура, на самом деле в ней ничего страшного нет, — говорит ресторатор Наталья СЕРОВА. — Но нужен человек, который мог бы показать, как эта система работает. В Интернете много информации, но она подаётся очень сложным языком, поэтому даже те рестораторы, которые заказали необходимое оборудование, пока слабо понимают, как им в дальнейшем пользоваться.
Читать все комментарии