От калимбы до сампоньи через глюкофон

Курянин без музыкального образования осваивает русские, африканские и кельтские инструменты

14.07.2018 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Стучат, бренчат, звенят, шелестят  — в доме Сергея Струкова более 30 различных инструментов. Особенность коллекции в том, что её хозяин научился играть на каждом из них, а некоторые даже умеет сам делать. При этом сам мультиинструменталист вообще не имеет музыкального образования.

Хозяин гитары

Сергей по образованию педагог, но зарабатывает не только как преподаватель технологий, чему его учили в институте. 41-летнего курянина регулярно зовут поиграть вместе на сцене приезжие исполнители, приглашают провести мастер-классы по перкуссии или же просто просят помочь друзья-музыканты.

— Вообще я себя называю музыкантом, но особо этим не бравирую, — признаётся Сергей. — Ведь музыкального образования у меня нет. А к инструментам у меня особая страсть. Я бы сказал, что моё хобби — учиться играть на всём, что мне покажется интересным.

Справка:

Кугиклы — многоствольная флейта, распространённая на территории Курской губернии. Другой популярный инструмент — пыжатка, который куряне называли сопелями или свирелями

Полушутя он говорит, что к этому увлечению его привело само провидение. Ещё в школе, будучи увлечённым спортом подростком, Сергей увидел у товарища старенькую гитару — и захотел получить её себе. Не научиться играть, а именно получить — чтобы гитара просто была дома. Цена за неё была уплачена более чем весомая — в ход пошли фирменные аудиокассеты с записями модных тогда коллективов. В общем, обошёлся инструмент, по меркам школьника, в «целое состояние».

А дальше помог случай: паренёк много времени проводил в радиокружке, где преподавал его отец. В один из дней туда «по-соседски» заглянул учитель игры на гитаре. Ему представили Сергея, который довольствовался обладанием гитары и не спешил её осваивать. Пришлось молодому человеку отправиться на урок.

— Это был замечательный педагог — я прозанимался месяц до каникул и за это время научился играть «Ваше благородие, госпожа удача», — вспоминает музыкант. — Но самое главное — именно он дал мне толчок, вызвал интерес, который не пропал до сих пор. Гитара так и осталась для меня самым главным инструментом.

За дверью в лето

В институтские времена играть приходилось много — в походах без гитары никак. Естественно,  очень быстро возникло желание собрать сою группу. Нашли с друзьями каморку, достали даже барабанную установку. И тут выяснилось, что из всей панк-рок-банды лучше всего чувство ритма у Сергея. Выступить команда так и не успела, зато её лидер настолько освоился за ударными инструментами, что в первую  «серьёзную», «настоящую»  группу его уже позвали именно как барабанщика.

— «Дверь в лето» была очень интересной регги-группой, хотя жанр для того времени и для провинции был  удивительным, — вспоминает музыкант. — В ней участвовало очень много людей, в том числе моя будущая жена. Она играла на скрипке, я — на ударных, ещё были гитара, бас, клавиши, труба, тромбон, вокалист и даже рэпер! В какой-то момент солист Егор сказал: «Нам нужна перкуссия, как в классическом регги». Мы спросили: «А что это?»  Он пояснил: «Ну, бонги-конги разные». Оказалось, что освоить их должен именно я!  Я даже обиделся сначала, но теперь, конечно, не жалею.

Специально для новоявленного перкуссиониста коллеги по группе сделали невозможное — раздобыли редкие тогда конги (высокие узкие одноглавые кубинские барабаны). Покупали их в соседнем Белгороде у «уважаемого музыканта» за хорошие деньги. Спустя годы, когда группы уже не существовало и Сергей шёл своей творческой дорогой, он смог найти и выкупить один из этих барабанов.

К слову, помимо навыков перкуссии, опыта игры в музыкальном коллективе и «первого курского конга» с тех времён у Сергея осталась жена — у Кристины свой музыкальный проект: под псевдонимом Kristina Violina она выступает с электроскрипкой на различных мероприятиях. В музыкальной семье растёт дочь. У девочки с раннего возраста есть своя гитара.

Калимба всем и каждому

Познакомившись с перкуссией, Сергей понял: в мире огромное количество интереснейших инструментов, многие из которых он вряд ли подержит в руках. Но «процесс пошёл». Дом стал быстро заполняться барабанами, флейтами и гитарами. Друзья поддержали: теперь в загранпоездках они ищут диковинные инструменты для четы Струковых.

— Сначала я купил себе большой концертный джембе (западноафриканский барабан в форме кубка.ЖБ), — рассказает коллекционер. — Сейчас у меня девять барабанов. Среди них гонг, уду, перуанский кахон. Гитар три штуки, помимо них гавайская  укулеле, турецкий струнный инструмент баглама, различные флейты, в том числе эквадорская сампонья, кельтский вистл, армянский дудук, «дуделка» казу.  Есть варганчик, но этот инструмент явно не мой. Всякие шейкеры, африканские «шуршалки», шум дождя — даже не пересчитывал. У меня нет возможностей все инструменты расставить, разложить. А так знаю, что их около 30.

Справка:

Виолончель Duport Stradivari cello, изготовленная Антонио Страдивари в 1711 году, — самый дорогой музыкальный инструмент в мире. Её стоимость — около 20 миллионов долларов.

Коллекция пополняется спонтанно — всё-таки большинство инструментов дорогостоящие и труднодоступные. Но иногда курянина «осеняет». Так, на мастер-классе по гуслям, проходившем зимой в Курске, он понял: ему нужен этот инструмент. В итоге купил гусли и тут же  научился играть на них частушки.

— Разные бывают ситуации, удивительные, — говорит Сергей. — В одной из школ города работает учителем знакомый. Зашёл к нему, а они всякое старьё выкидывают. Увидел коробки, заглянул — а там металлофон и ксилофон! Так бы и оказались они на мусорке.

Как-то знакомые привезли Струкову из Мальты сувенирный вариант африканской калимбы (язычковый музыкальный инструмент, известный в России также под названием цанца). Новинка так заинтересовала музыканта, что решил сам их делать — здесь, в Курске.

И это не единственный «опыт производителя». Например, сейчас готов опытный образец глюкофона — металлического язычкового барабана. История похожая: Сергею дали на нём поиграть, стало интересно, решил сделать сам.

— Я сам по себе меломан — к своим 40 годам не выделяю какой-то один стиль музыки, — говорит он. — Можно сравнить музыку с едой: слушать  одну попсу или один рэп или рок — это то же самое, что ограничивать себя однообразной пищей. Я в этой «пище» разнообразен, это помогает. Осваивать различные инструменты не так сложно. Да, талант должен быть, но гораздо важнее желание. Тяга обязательна. Без неё я бы не научился играть даже на гитаре.

Сергей самостоятельно сделал дюжину калимб, большинство из которых раздарил друзьям

В ТЕМУ

Музыка есть везде!

Энтузиасты доказали: музыку можно извлекать из всего. Едва ли не любой предмет может стать музыкальным инструментом.

20 лет назад в Вене группа друзей, увлечённых инструментальной музыкой,  создала «Овощной оркестр». Музыканты заново делают свои инструменты перед каждым выступлением — полностью из овощей: моркови, баклажанов, лука-порея.

В мире существуют два больших морских органа: один в хорватском Задаре, а второй в Сан-Франциско. Они сделаны из серии труб, поглощающих и усиливающих звук волн, делая море и его капризы главным исполнителем.

Австралиец Джон Роуз играет на заборах. Он использует скрипичный смычок, чтобы создавать резонирующие звуки на плотно натянутых заграждениях — от колючей проволоки до сетки. Он играл на пограничном заборе между Мексикой и Соединёнными Штатами, а также между Сирией и Израилем.

Музыкант Королевского Ливерпульского филармонического оркестра Фриц Шпигль модернизировал эуфониум — басовый музыкальный инструмент, используемый в духовых и военных оркестрах. Он создал туалетофониум: полностью функционирующее сочетание эуфониума и красиво раскрашенного унитаза.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».