Элементарно, Вася!
Корреспонденты «Житья» выяснили, чем занимаются частные сыщики в Курске
После выхода на экраны британского телесериала «Шерлок», в котором классические герои Конан Дойла живут и раскрывают преступления в наши дни, интерес к коллегам Холмса вспыхнул с новой силой. Корреспонденты «Житья» решили выяснить, как живут и чем занимаются частные сыщики в Курске. Забегая вперёд, скажем: местные сыщики оказались полной противоположностью легендарному литературному герою.
Николай Круглов: «Мой Мориарти пока на свободе»
Николай Круглов занимается частным сыском уже 15-й год. Ему 40 лет, есть жена и дети, он ненавидит детективы, любит спорт, рок и классическую музыку. Большую часть времени Николай работает в столице, где спрос на его профессию выше. Но и в Курске бывает часто. Как и у Конан Дойла, карьера нашего героя не обошлась без помощи старшего брата.
— Моим Майкрофтом стал троюродный брат Сергей, который работал в уголовном розыске. В 90-х годах прошлого века я учился на юриста, а в свободное время помогал ему.
После университета Круглов недолго прослужил в правоохранительных органах, а затем ушёл в свободное плавание. Его профиль — нераскрытые уголовные дела, он работает параллельно с полицией или в одиночку, когда органы отказываются вести дальнейшее расследование.
— В одном из дел виновным оказался мой «доктор Ватсон» — приятель, с которым я тесно общался, — рассказывает Николай. — Он даже помогал расследовать некоторые дела.
Особенно умные советы «Ватсон» давал по делу о квартирных кражах, совершённых неизвестным «альпинистом»: кто-то грабил квартиры состоятельных граждан через окна. По следам верёвки на руках и по дорогим вещам в доме приятеля Круглов стал подозревать его. Потом сам навёл его на квартиру своего богатого клиента. Рассказал, что в доме есть антиквариат и золотые изделия, и посетовал, мол, как бы его не ограбили…
Приятель поддался на уловку. Круглов следил за квартирой с помощью камеры наблюдения. «Альпиниста» погубила привычка уходить из ограбленной квартиры через дверь. Когда он её открыл, на пороге уже ждал сыщик, а к подъезду дома подъехала оперативная группа, вызванная Кругловым.
У каждого Холмса есть свой профессор Мориарти. О собственном злом гении Николай Ильич рассказывает неохотно. Возможно, потому что тот всё ещё на свободе. «Мориарти» родом из Тулы, он несколько раз сидел, вышел из тюрьмы под чужой фамилией. Он лидер преступной группировки, которая грабила сейфы в Центральной России. Пару офисов ограбил в Курске.
— Он планировал преступления так изощрённо и так умело заметал следы, что его просто невозможно было поймать с поличным, — говорит Круглов. — После одного ограбления ушёл из здания через подземный ход, который прорыл из цокольного этажа на улицу. Но на месте преступления он оставил главную улику — свою кровь. Порезался, когда вскрывал сейф…
При задержании мужчина не признал свою вину и категорически отказался разговаривать с полицейскими. Заявил, что будет общаться только с детективом Кругловым. Сейчас подозреваемый на свободе, но находится под следствием.
Валентин Гондарев: «Курску Холмсы не нужны!»
Валентин Гондарев частным детективом работает с 2004 года. Раньше трудился в органах. Его профиль — сбор информации, расследование семейных интриг.
Детективная деятельность для адвоката Гондарева изначально хобби. По мнению Валентина Николаевича, в Курске пока нет спроса на расследование серьёзных дел.
— Ко мне обращались 5 человек с просьбой уличить супругов в измене, и все были женщинами, причём среднего достатка. У одной супруг вообще работал сторожем — единственный верный из пяти подозреваемых.
Женщина заподозрила мужа только потому, что тот стал щепетильно относиться к своей внешности. Гондарев два дня следил за мужчиной, но измены не нашёл. Быть может, подозреваемый просто захотел продвижения по карьерной лестнице и попытался выглядеть солиднее.
Большой куш в 1 000 долларов Валентину перепал лишь однажды — помогал американцу оформить развод с супругой-курянкой: переслал документы. Но в целом работа была копеечная, и вскоре сыщик с ней завязал, тем более что заканчивался срок лицензии. А после реформы МВД к нему стали поступать более серьёзные заказы, и детектив решил продолжить сыскную работу.
Валентин в феномен Холмса не верит. И себя с легендарным сыщиком не ассоциирует — говорит, что он просто сборщик информации.
— Зато женщины, услышав «частный детектив», млеют! — смеётся Валентин. — Но у меня есть супруга, которую я очень люблю.
По мнению Гондарева, одного таланта сыщика мало — необходим широкий круг общения во всех сферах. В рамках закона приходится использовать все возможные методы добычи информации — через социальные сети, опросы знакомых и друзей, установку видеонаблюдения. Работа опасная — гарантии, что неверный муж, узнав о слежке, не будет мстить детективу, никто не даст.
Сейчас на столе у Валентина Николаевича лежат предложения о сотрудничестве с другими детективами и несколько новых дел. К ним он приступит совсем скоро — лицензию ему должны выдать в феврале. Кто знает, может, у него откроется дар дедуктивного мышления. А может, этот дар уже есть, просто сыщик не желает раскрывать все свои секреты.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
Как стать Шерлоком
— Лицензию на ведение частной разыскной деятельности может получить гражданин, имеющий юридическое образование либо прошедший профессиональную подготовку, — сообщил начальник отдела лицензионно-разрешительной работы УМВД по Курской области Альберт РУСАНОВ. — Также право на получение лицензии имеют лица со стажем работы в оперативных и следственных подразделениях не менее 3 лет. Жителям области мы выдали около 5 лицензий, однако почти все они занимаются разыскной деятельностью в более крупных регионах.
Законом частному детективу разрешается устно опрашивать граждан и должностных лиц, изучать предметы и документы, имеющие отношение к расследованию, проводить расследования в зданиях и помещениях, делать аудио- или видеозаписи. Но только с разрешения частных или должностных лиц в письменном виде.
Частному сыщику запрещено держать в тайне от правоохранительных органов факты, касающиеся совершённых преступлений.
Важный момент: все факты, которые будут добыты детективом в процессе его расследования, не считаются юридически значимыми. Их должно подтвердить официальное расследование.
Сотрудничество с полицией неизбежно, но, как правило, взаимовыгодно. Сами полицейские не могут совмещать оперативную деятельность с детективной.
Читать все комментарии