Курян будут лечить по-российски
Государственным больницам предписано ограничивать закупки импортных лекарственных препаратов в пользу отечественных
10 декабря вступило в силу постановление правительства РФ, которое ограничило
госзакупки иностранных лекарств для государственных больниц и льготных
госпрограмм. Сами медики немедленно окрестили его «Третий лишний». Дело в том,
что иностранные лекарства не могут участвовать в госзакупках, если на аукционе
уже есть две и более заявки от производителей из России, Армении, Белоруссии и
Казахстана.
Декларируемая цель нового закона — поддержать отечественные
фармацевтические компании и стимулировать ведущие фармкомпании мира открывать
производства в России. Только производя свои препараты в России, иностранцы
теперь смогут претендовать на участие в госзакупках. Под ограничение не
подпадают только импортные лекарства, не имеющие аналогов в нашей стране.
Минпромторг немедленно заявил: нововведение не приведет к росту цен на лекарства.
— В России производится достаточно лекарств, так что дефицита медикаментов у нас не будет после вступления в силу этого постановления, — заявила заместитель начальника областного комитета здравоохранения Анна ДУБРОВСКАЯ. — При этом так называемые уникальные лекарства, которым нет у нас пока аналогов, мы продолжим закупать, здесь ничего не изменится. Точную статистику приобретенных препаратов мы не ведем, но в штучном выражении отечественных препаратов гораздо больше. Просто импортные лекарства стоят дороже, поэтому на их приобретение тратится большая сумма.
Правда, это утверждение не относится к жизненно важным лекарственным средствам, к которым отнесено 608 наименований препаратов. По подсчётам Минпромторга России, объём государственных и муниципальных закупок ЖНВЛП в 2014 году составил по стране 194 миллиарда рублей. А доля лекарств отечественного производства в этих закупках составила 24,5% (37,8 миллиарда рублей).
Цены на остальные лекарства, может быть, и снизятся. Почти наверняка не возникнет и дефицита. Но проблема заключается не только в стоимости, но и в качестве лечения. Большинство специалистов считают, что отечественные препараты проигрывают импортным аналогам.
— Импортные лекарства намного лучше отечественных, хотя и гораздо дороже, — говорит фармацевт Марина ГОЛОВИНА. — В наших препаратах сплошной мел, зачастую они не проходят международную стандартизацию, в то время как импортные лекарства лучше очищены от различных примесей.
— Многое зависит от конкретного врача: одному достаточно российских таблеток, а кто-то будет рубаху на себе рвать, доказывая, что без импортных лекарств он не сможет лечить пациентов, — возражает председатель правления некоммерческого партнерства «Курская областная ассоциация врачей» Сергей ШЕВЧЕНКО. — Тут ещё важен такой момент, что многие люди занимаются самолечением и им проще прийти в аптеку и попросить фармацевта поставить им диагноз и выписать лекарство.
Тема импортозамещения в медицинской сфере очень болезненна. Корреспонденты «Житья» опросили не менее десятка практикующих врачей. Большинство из них скептически отзывается о перспективе замены импортных лекарств отечественными. Но при этом категорически запрещают называть свои имена — во избежание неприятностей на работе. Ведь даже сотрудники частных лечебных центров одновременно работают и в государственных медучреждениях, а значит, зависят от комитета здравоохранения.
— Я никогда не навязываю пациентам определённый препарат и всегда стараюсь озвучить аналоговые варианты, — говорит невролог Ольга Панина (фамилия изменена. — Прим. ред.). — Но из опыта работы знаю, что дженерики (отечественные копии импортных лекарств) сильно уступают оригиналам в эффективности. Перевод пациентов с эпилепсией с импортного карбамазепина на отечественные аналоги чреват учащением эпиприступов, гипертоники получают большую эффективность от зарубежных средств. Речь не о том, что всё в нашей фарминдустрии плохо — есть и прекрасные отечественные наработки и оригинальные препараты. Дело кроется в мелочах. Дженерик наследует рецептуру, химическую формулу препарата, а не менее важные составляющие (облатка таблетки, способ высвобождения препарата из неё, качество красителей и транспорантных компонентов) остаются на совести производителя. Вполне резонно предположить, что более низкая цена дженерика и обусловлена экономией на этом уровне, что сказывается на результате.
Стоит отметить, что на аптеках и частных клиниках это нововведение не отразится, они по-прежнему будут вольны закупать те препараты, которые сочтут нужными. Поэтому у пациента сохраняется возможность приобрести для себя более эффективный зарубежный аналог, если позволяют средства. Но вот получить за него компенсацию вряд ли удастся. Как сообщили в областном Фонде социального страхования, гражданам, пострадавшим на производстве, выплачиваются компенсации за приобретенные лекарства. Но только за те, которые выпишет врач. А врачи, как правило, тоже делают ставку на «отечественного производителя»
Ограничение играет на руку российским олигархам
Столичные светила медицины более откровенны, чем провинциальные медики. Так, председатель Общества доказательной медицины профессор Василий ВЛАСОВ заявил, что данная инициатива правительства, по сути, играет на руку отечественным олигархам.
— Фактически борьба за ограничение закупок иностранных медицинских изделий и лекарств нацелена на то, чтобы перенаправить средства, которые тратятся на государственные закупки, в карманы российских капиталистов-производителей. Нет оснований и полагать, что при этом возникнут какие-то существенные объёмы экономии или что будет возможность закупать больше лекарств за те же самые деньги. Но поскольку патриотический капитал сегодня становится самостоятельной ценностью, то, соответственно, и продвигается вот эта идея.
Читать все комментарии