Народ отказывается от ОСАГО?
В России миллионы водителей предпочитают обязательному страховому полису штрафы за его отсутствие
Более 3 миллионов российских водителей добровольно отказались от приобретения полиса ОСАГО — обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такие цифры приводит Всероссийский союз автостраховщиков. Информацию подтверждают в МВД — за прошлый год в стране за езду без ОСАГО было выписано более 2,8 миллиона штрафов, что на 40% больше, чем в 2016-м.
Общероссийскую тенденцию подтверждают и курские водители. «Виной всему» они считают дороговизну полиса и низкие штрафы.
ОСАГО ввели в обиход с середины 2003 года. Обязательная страховка рассчитывается индивидуально, исходя из характеристик авто, водительского стажа, количества аварий на совести водителя — сейчас она в среднем составляет 10 тысяч рублей. При аварии она гарантирует водителю возмещение убытков. Это в идеале — за 15 лет известны «сбои» и в этой системе. Вслед за соседями куряне начали полагаться на авось, а вернее, на штраф от ГИБДД.
— Количество штрафов за отсутствие ОСАГО выросло: если за первые три месяцы 2017 года было выписано 1 583 штрафа, то в этом году за тот же период их уже 2 536! — прокомментировал старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД УМВД России по Курску Александр МАЛЬЦЕВ. — В первую очередь речь о молодых водителях — сумма страховки в 10 —12 тысяч рублей для них оказывается неподъёмной, поэтому они решают рискнуть. Штраф за отсутствие полиса — 800 рублей, заплатил в течение 20 дней — скидка 50%, то есть уже 400. Вот и неудивительно, что всё чаще нет страховки.
Справка:
41,3% — доля е-ОСАГО в общем количестве продаж полисов автогражданки в I квартале 2018 года. За тот же период в 2017-м она составила 8,87%, в 2016-м — 1,25%.
И сотрудники ГИБДД, и некоторые водители ещё одной причиной называют неудобство получения страховки: некоторым приходится обойти не одну страховую компанию. Главный повод поворота от ворот — отсутствие бланков. А система электронной регистрации названа водителями неудобной и непонятной.
Впрочем, некоторые куряне, напротив, выступают за электронное ОСАГО — и дешевле, и удобнее.
— В некоторых страховых компаниях сотрудники сами предлагают оформить именно электронную страховку, — поясняет заместитель председателя «Авторадиоклуба» города Курска Игорь ИСУПОВ. — Люди приходят, дополнительные услуги брать не хотят — сотрудники предлагают помощь в оформлении электронного полиса. Вместо тысяч за ненужные услуги водитель доплачивает рублей 300 сверху. И это дешевле! Я, посчитав за два года, в общей сложности сэкономил 2 000 рублей.
Как бы то ни было, стремление сэкономить даже 10 тысяч рублей на полисе ОСАГО непонятно в первую очередь автоюристам.
— Не знаю, почему они отказываются от страховки, — размышляет автоюрист Наталья СУЩЕНЯ. — Главная причина, видимо, в стоимости. Однако, если «отказник» стал виновником аварии, с него взыскивается ущерб в полном объёме. Есть отдельная категория граждан, так сказать, с которых нечего взять. Их отказ от страховки вполне понятен. Например, стал такой водитель виновником ДТП. Потерпевший идёт к нам, собирает документы, мы пишем претензию для досудебного возмещения убытков, никто ничего платить не хочет — обращаемся в суд. Но ведь с виновника нечего взять: допустим, недвижимости нет, сбережений нет, машина старая, «убитая». Откуда пострадавший получит деньги на возмещение убытков?
По словам экспертов, ситуация с полисами быстро усугубляется, нужны меры. Сотрудники ГИБДД видят их в увеличении штрафа. В январе в ГосДуме уже внесли законопроект, увеличивающий сумму с 800 до 5 000 рублей. Однако пока он находится «в состоянии покоя». Впрочем, автоюристы к повышению штрафа относятся скептически: «Увеличь хоть до 10 000 рублей — большинство водителей продолжит «экономить и надеяться на авось», — считают они.
В ТЕМУ
Водителям мешает Роскомнадзор
Битва Роскомнадзора с «непокорным» мессенджером Telegram проехалась и по водителям. Последние обратились в Российский союз автостраховщиков (РСА) с жалобой на невозможность купить электронный полис ОСАГО через специально запущенный сервис «Е-Гарант». Сбой произошёл в ночь на 22 апреля. Причина — в блокировке сервисов компании Google: Роскомнадзор ополчился на компанию из-за работы Telegram. А пострадали автолюбители.
— Сервис, который авторизует человека, прикручен к IP-адресу Google и не работает, поэтому человек не может оформить полис, — пояснили в пресс-службе РСА.
В итоге продажа электронных полисов резко упала. В свою очередь, Роскомнадзор пообещал помощь в восстановлении продаж путём перевода сайта на другие сервисы проверки данных.
Читать все комментарии