Никогда не разговаривайте с незнакомцами!
Как работают телефонные мошенники и что нужно делать, чтобы не попасться на их уловки
В Курске активизировались телефонные мошенники. С начала января их жертвами стали, как минимум, пятеро пенсионеров. Для выманивая денег преступники пользуются схемой, не раз описанной в СМИ, но по-прежнему действенной. Ночью они дозванивались до пожилых людей и сообщали, что с их сыном или внуком случилась беда. Тот либо попал в ДТП, либо совершил неумышленное преступление и находится в полиции. Чтобы дело не возбуждали, нужно прямо сейчас заплатить.
— Никто из пострадавших не догадался напрямую позвонить тем самым «попавшим в полицию» родственникам, — говорит старший инспектор группы по связям со СМИ УМВД по городу Курску Сергей РУЖИЦКИЙ. — Они сразу соглашались дать взятку.
Разбуженные люди просто не успевали сообразить, что их обманывают. И каждый раз за деньгами очень оперативно приезжал «гонец» — женщина средних лет, одетая в чёрное.
Самой крупной добычей мошенников стала сумма в 190 тысяч. А всего у доверчивых стариков выманили около полумиллиона рублей. «Житьё» выяснило, какие ещё уловки используют преступники
«Ваш родственник в беде!»
Описанная выше история пяти пенсионеров — классическая иллюстрация работы аферистов по этой схеме. Преступники нередко звонят наобум — в надежде, что кто-то им поверит, но могут выбрать жертву и сознательно. Например, если им известно, что человек хранит дома крупную сумму денег.
Другой вариант: с хрипящего телефона при очень плохой слышимости вам позвонит человек, назовётся родственником, сам расскажет историю об «аварии» и попросит передать деньги «своему другу».
Что делать?
1. Обратите внимание, известны ли звонящему имена — ваши и «попавшего в беду» родственника. Если мошенники совершают массовый обзвон, имена они попробуют узнать в ходе беседы.
2. Обязательно перезвоните родственнику, от имени которого с вами говорят. Если тот не отвечает, звоните его жене, детям — кому-то из тех, кто может оказаться близко.
Звонок с телефона банка
Уловка со звонком или смс, поступившими якобы из банка, где вы храните средства, с сообщением, что счёт заблокирован, «работает» много лет. Но недавно она модернизировалась. Теперь такие звонки раздаются и с настоящего номера службы поддержки клиентов. На трюк попадаются даже грамотные люди.
Дело в том, что сейчас появились так называемые «виртуальные АТС», позволяющие изменять номер телефона, и он будет отображаться у получателя звонка. Далее человек, представившийся сотрудником банка, выясняет всю информацию о вашем счёте и списывает с него деньги.
Что делать?
1. Настоящий сотрудник банка никогда не будет спрашивать ПИН-код вашей карточки. Его он сможет получить сам — в техническом отделе. Если такой вопрос прозвучал — это повод задуматься.
2. Не поленитесь и сами позвоните в банк. Перенаправлять звонки на свои телефоны преступники пока не научились.
Звонок от оператора связи
Мошенники могут представляться сотрудниками абонентской службы вашей сотовой компании. Вам могут сказать, что «изменилась частота связи» и нужно «перенастроить телефон», что произошёл «технический сбой» или что вы сменили тариф (хотя на самом деле этого не делали).
Вам предложат либо ввести на клавиатуре определённую комбинацию цифр (код перевода средств с вашего счёта на какой-то другой), либо перезвонить на указанный номер. Обычно звонки на этот номер оказываются платными.
Что делать?
Бросайте трубку! Служба поддержки не совершает таких звонков. Есть сомнения? Сами позвоните с вопросами в сотовую компанию.
Сорвавшийся звонок
Вам звонят с незнакомого номера. Но не успеваете вы ответить, как вызов срывается. Вы перезваниваете и слышите либо гудки, либо автооответчик, либо голос: «Простите, я ошибся...». За этот разговор с вашего номера спишется ощутимая сумма — номер был для платных звонков.
Что делать?
Никогда не перезванивайте на незнакомые номера! Если вы кому-то очень нужны, человек и сам дозвонится.
«Можно купить вашу вещь безналично?»
Популярная уловка, рассчитанная на тех, кто продаёт свои вещи через интернет. Вам звонит человек и сообщает, что хочет купить вашу вещь, но оплатить её может только безналично. Вы соглашаетесь, и он начинает выспрашивать реквизиты вашей банковской карты, включая ПИН-код. Проговоритесь — попрощайтесь со своими деньгами.
Что делать?
1. Никогда не сообщайте никому секретные данные вашей карты! Для перевода средств на неё ПИН-код не нужен.
2. Если всё-таки сообщили эти данные, немедленно звоните в банк и просите заблокировать свой счёт. Возможно, вы окажетесь проворнее мошенника.
3. Включите функцию разрешения перевода денег только после контрольного смс на ваш телефон.
Вам приз!
Вам звонят или присылают смс с популярной радиостанции или телефонной компании и сообщают, что ваш телефонный номер победил в лотерее. Теперь вам положен крупный денежный или иной приз. Перезвонив, чтобы узнать подробности, вы выясняете, что для получения приза нужно заплатить «подоходный налог» — 13% от суммы или стоимости приза. Особо наглые жулики после этого могут потребовать доплатить ещё 18% — теперь уже «налог на добавленную стоимость». Найдутся и другие «вычеты». С «победителя» будут тянуть деньги, пока он не заподозрит неладное.
Что делать?
1. Перезванивайте не на тот номер, что вам сообщили, а на основной телефон компании.
2. Поищите в интернете данные об этой «лотерее». И даже если она действительно проводится, уточняйте информацию по телефонам с официального сайта компании.
3. Никогда не платите «налоги», пока не получите обещанный приз.
«Получите компенсацию»
Это мошенничество рассчитано на людей, уже пострадавших от других жуликов, продававших втридорога «чудодейственные лекарства» или приборы. Мошенник представляется сотрудником прокуратуры, СК или полиции и сообщает радостную новость: все пострадавшие могут получить компенсацию за потерянные деньги и нервы! Нужно открыть в банке специальный счет и для его активации перевести относительно небольшую сумму. Разумеется, больше эти деньги пострадавший не увидит.
Что делать?
1. Не верить. Любые компенсации может назначить только суд.
2. Позвонить в пресс-службу ведомства, сотрудником которого представился звонивший, и уточнить всю информацию.
Читать все комментарии