Водителей поделили на «торопыг», «нервяков» и «воспитателей»
Правительство определилось с термином «опасная езда» и наказанием для неаккуратных автолюбителей
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который выделит для любителей не только быстрой, но и неаккуратной езды собственную статью и штраф. Сейчас водителей карают за конкретные «грехи», а будут — фактически за стиль езды, если он опасен для окружающих.
Термин «опасное вождение» существовал в обиходе давно, но документально не прописывался. В 2015 году конкретизировать это явление премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ГИБДД. В июне определение «опасного вождения» добралось до правил дорожного движения. Вот только запрет оказался «беззубым»: наказывать за него вроде бы должны, но само наказание не было предусмотрено.
Наконец, 26 ноября дело сдвинулось с мёртвой точки — в Госдуму внесли предложение дополнить КоАП статьёй 12.38, которая определит для лихачей штраф в 5 тысяч рублей. Вот только для того, чтобы квалифицировать действия водителей как «опасное вождение», нужны будут доказательства.
Что считать опасной ездой?
Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения опубликовала на своём сайте визуальные примеры поведения водителей-лихачей. Причём под специально придуманными доходчивыми «народными» названиями. Всего их шесть: «нервяки», «шашки», «торопыги», «грядки», «воспитатели» и «упёртые».
«Шашки». Под этим понимают перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
«Нервяк». Так называется невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.
«Торопыги». Их действия описываются как «несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства».
«Грядки». Так названо несоблюдение бокового интервала. Хотя на видеопримере те же перестроения, что совершали «нервяки» и «торопыги».
«Воспитатели» используют «необоснованное резкое торможение перед другим транспортным средством».
«Упрямые» водители не дают обогнать себя.
Сложные случаи не учитывают
Имея в виду долгоиграющее вхождение законопроекта в жизнь, эксперты отзываются о нём скептически.
— Я считаю весь проект бессмыслицей, ни к чему хорошему это не приведёт, — говорит автоюрист Олег НИКИТИН. — Превысил скорость, пересёк двойную сплошную, проехал на красный свет — здесь всё однозначно. А как быть в случае, если водитель вынужденно резко перестроился? И его в этот момент увидел инспектор и пришёл к выводу — «опасное вождение». В такой ситуации необходимо чётко продумать доказательную базу. Например, продлить время фиксации нарушения до 30 секунд или до минуты, чтобы инспектор собрал несколько доказательств именно опасного вождения. Вообще, налицо неправильный подход к разработке закона: такие вещи должны обсуждаться с экспертами. В работе должны участвовать, например, такие организации, как Союз автостраховщиков, Союз дальнобойщиков. Но никак не комитет безопасности дорожного движения в составе нескольких человек, которые не факт, что вообще когда-нибудь за рулём сидели.
Определяем на глазок
Выявить такое нарушение, как опасное вождение, можно только с помощью видео, снятого инспекторами или другими водителями. Но в ГИБДД напоминают: к примеру, в случае проезда водителей на красный сигнал светофора протокол составляется без подтверждающих нарушение видеоматериалов. Возможно, так же будет и в ситуации с опасным вождением.
Правда, гаишнику придётся учесть, что манёвры, которые совершал водитель, должны были создать угрозу жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, и отразить всё это в протоколе. А квалифицировать нарушение по той или иной статье будет не инспектор, а начальник подразделения или его зам.
Правозащитники советуют обзавестись видеорегистратором — он всегда поможет доказать вашу правоту или виновность другого водителя. Кстати, видеозаписи нарушений ПДД охотно принимают и в ГИБДД через официальный сайт организации.
— За границей термин «опасное движение» есть давно. Он сводится к тому, что водитель не должен себя вести хуже, чем можно было бы ожидать от компетентного и ответственного водителя, — говорит глава экспертного центра Probok.net Александр ШУМСКИЙ. — Представить такую формулировку у нас пока невозможно в силу недоверия участников дорожного движения к контролирующим органам. Поэтому та, что появилась, будет корректироваться судебной практикой.
«За опасную езду давно пора наказывать»
— Нормальные водители всеми руками за это новшество, — уверен зампредседателя некоммерческой организации «Авторадио-клуб» Игорь ИСУПОВ. — За опасное вождение давно пора наказывать. Главное, чтобы вместе с законом не вошла коррупционная составляющая. Как будет выявляться «опасное вождение»? Будет это, как в Москве, — камера зафиксировала нарушение, передала данные, и инспектор через две улицы уже задержал нарушителя? Приживётся ли такая схема в Курске? У каждого своё виденье ситуации: например, я заметил, что маршрутка на дороге «мечется», послал видео с регистратора в ГИБДД, а маршрутчик уверен, что ехал, как обычно, и ничего не нарушал. Как это будут определять — непонятно. Возможно, нужен экспертный совет.
Читать все комментарии