Телевизионщикам запретили показывать бананы и апельсины
Новый закон о защите детей от вредной информации заставил курские телеканалы и радиостанции существенно пересмотреть свой репертуар
С 1 сентября в России вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Он требует, чтобы информация, которая потенциально может причинить вред маленьким зрителям, помечалась специальным знаком с указанием минимального возраста, с которого она станет доступна детям.
И был им знак
Новые правила касаются телевидения и кино, печатных СМИ, радио, рекламы, Интернета, книг — всех источников информации, доступных детям и подросткам. Периодически ситуация доходит до абсурда.
— Наши партнёры с «СТС-Москва» дали нам подробные инструкции относительно нового закона, — рассказывает главный редактор канала «СТС-Курск» Алина ВЕРЮТИНА. — Так, оказалось, что в кадре не должен появляться банан в компании двух апельсинов. Оказывается, в определённом контексте это может вызвать эротические ассоциации!
Информационно-аналитическим программам приходится быть вдвойне осторожными. Потенциально негативная информация появляется сегодня практически в каждом выпуске новостей.
— Мы маркируем практически всё. «Такт-новости» выходят с маркировкой «12+», передачи о деятельности МЧС и «Стражи порядка» — «16+». Не маркируем разве что интервью с губернатором, — говорит коммерческий директор телекомпании «ТАКТ» Андрей ФЕДОТОВ. — В законе масса нелепых моментов. Например, роман «Война и мир» дети изучают в 14 лет, а его экранизацию можно смотреть только с 16, потому что в фильме есть сцены убийств и жестокости.
Работники радио тоже не ждут от нового закона ничего хорошего. Когда в силу вступит его вторая часть, им придётся маркировать не подходящие для детей песни.
— Мы уже получили рекомендации и начали их применять, — объясняет директор радиостанции «Курс» Виталий ЛЕУНОВ. — Так, перед началом передачи «Японские шишки», где мы рассказываем слушателям анекдоты, теперь идёт объявление, что эта программа предназначена для детей старше 16 лет. Да и сами анекдоты отбираем более тщательно. От каких-то песен пришлось отказаться. Например, с точки зрения закона в определённых песнях группы «Сплин» есть пропаганда табакокурения.
Цифры для галочки?
Мало кто задался вопросом: способен ли закон реально защитить детей от вредной информации? Ведь сетка вещания не изменилась — например, отвязное шоу на MTV «Каникулы в Мексике», где герои напиваются, занимаются сексом и с удовольствием это обсуждают, по-прежнему идёт в дневное время. Получается, весь смысл нововведения в предупреждающих значках?
— Сегодня больше 90% информации, которую дети получают из Интернета и телевидения, носит негативный характер, — считает педагог-психолог Алексей ТАШИЛОВ. — Основы личности закладываются в детстве, поэтому всё, что попадается на глаза ребёнку, должны комментировать родители. Маркировки лепят на всё, но следить за детьми некому. А им категорически нельзя смотреть пошлые ток-шоу, жестокие фильмы и комедии, где юмор «ниже пояса».
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
До 16 и старше
В новом законе вводятся два понятия.
Первое — «информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей». Это сведения, оправдывающие насилие, отрицающие семейные ценности, побуждающие детей употреблять алкоголь, табак и наркотики, играть в азартные игры, заниматься проституцией, а также порнография и нецензурная брань. Программы с такими деталями можно показывать с 23.00 до 4.00 с маркировкой «18+», а газеты и журналы с подобной информацией продавать лишь в упаковках.
Второе понятие — «информация с возрастными ограничениями». Сюда входят описание аварий, катастроф, способных вызвать у детей «ужас и панику», демонстрация половых отношений. Например, мультики для малышей до 6 лет могут содержать лишь эпизодические элементы насилия. Фильмы для 6-летних детей и старше могут включать «ненатуралистические описания несчастных случаев». 12-летним можно показывать (или упоминать в статьях) эпизоды с употреблением табака и алкоголя, но с порицанием. А вот 16-летним разрешено смотреть и читать о любви, правда, без «эксплуатации интереса к сексу».
Маркировка выводится на экран на 8 секунд перед началом программы, а также после рекламных блоков — за это время, по идее, родители должны оттащить не подходящее по возрасту чадо от телевизора. Обозначения с возрастными ограничениями должны быть на первых страницах газет, кроме общественно-политических и специализированных изданий.
Читать все комментарии