«Это какое-то крепостное право!»

В Курске сотни домов не могут сменить управляющие компании из-за пробелов в российском законодательстве

26.11.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Курск» в

Жители многоквартирного дома по улице Союзной с начала этого года безуспешно пытаются уйти от своей управляющей компании. Её руководство никак не хочет расставаться с этим домом. Претензии жильцов касаются качества и стоимости оказанных услуг, которые, по их мнению, завышены в два три раза.

— Заделка одного погонного метра панельных швов в подъезде стоит у нашей УК 900 рублей, хотя в других УК в три раза дешевле. У нас берут 150 рублей за опломбировку счетчика, а другие делают эту работу бесплатно, — рассказывает жительница дома Нина Васильева. — Навязали сделать энергетический паспорт дома за 47 тысяч рублей, который нам был абсолютно не нужен. Чтобы спилить одно дерево, сотрудники компании приезжают по нескольку раз, а каждый вызов приходится отдельно оплачивать.

Попытка сменить «управляйку» растянулась почти на год. 2 января этого года жильцы провели собрание, на котором было принято соответствующее решение. Протокол они передали в УК и надеялись, что на этом дело кончено. Но в феврале на подъездах дома появилось объявление о проведении ещё одного собрания. Заявленная тема — отчёт о проделанной работе за год. После этой встречи появился ещё один протокол, согласно которому жильцы передумали уходить из УК. Причём среди тех, кто подписал бумагу, значились даже давно умершие жильцы.

— В апреле наш договор со старой УК должен был подойти к концу, но нам сообщили, что мы никуда не можем уйти, так как есть другой протокол, что мы якобы передумали, — продолжает Васильева. — Мы вынуждены были провести ещё одно собрание и снова проголосовали за смену управляющей компании.

Далее в этой истории всплывает ещё один протокол, который самостоятельно оформила одна из жительниц, назвавшая себя старшей по дому. В нём сказано, что, прежде чем расторгнуть договор, жильцы должны предупредить УК не менее чем за шесть месяцев.

— Эта ситуация типичная. К нам чуть ли не ежедневно поступают подобные жалобы на невозможность сменить управляющую компанию, — рассказывает юрист Курской общественной организации по защите прав граждан «Народное ЖКХ» Любовь НЕЧАЕВА. — Как правило, «управляйки» стараются найти кого-то из жильцов дома, наделив его представительскими полномочиями, и от его имени штамповать нужные им протоколы собраний, которые подавляющая часть жильцов и в глаза не видела. Между управляющими компаниями должна быть реальная конкуренция, а на деле есть четыре крупные УК, которые поделили город. И по сути, «закрепостили» дома, не давая людям свободно выбрать другую управляющую организацию.

Жильцы еще одного дома, по улице Крюкова, также провели собрание и приняли коллективное решение уйти от своей УК, предварительно высказав все свои претензии. Однако в этом доме проживает и сотрудник данной компании, оформивший собственный договор, в котором свои подписи поставили и умершие несколько месяцев назад люди. А также женщина, которая на момент собрания была за границей, о чем есть соответствующая печать в загранпаспорте. И таких случаев по Курску десятки.

— За последнее время к нам обратились жильцы уже нескольких домов, в том числе и упомянутого дома по улице Союзной. Они провели собрания, составили протоколы о переходе в нашу управляющую компанию. Но после их протоколов внезапно появляется ещё один, в котором отменяется решение о переходе, — рассказал директор конкурирующей управляющей компании Андрей КОНОРЕВ. — Никто из управляющих компаний не желает просто так отдавать многоквартирные дома. Исключение составляют лишь двухэтажные ветхие бараки. В суд обращаться тоже бесполезно, так как за время процесса можно сфабриковать не один подобный фиктивный протокол.

Как это ни странно прозвучит, но интересы недобросовестных УК защищает и приказ Минстроя № 938 от 25 декабря 2015 года, который требует от старых управляющих компаний официально опубликовать информацию о расторжении договора с домом в системе ГИС ЖКХ. Пока она не опубликована, дом остается «крепостным». А тянуть с публикацией можно долго. В приватной беседе, рассказывают жители дома на Союзной, сотрудники УК говорят: «Вы ничего не добьетесь, мы вами управляли, управляем и будем управлять». Судебные разбирательства по этим вопросам длятся много месяцев, и дело это заведомо проигрышное. Так как за это время «нарисуют» ещё пять липовых протоколов.

— Представьте, что вы ходите несколько лет в одну и ту же парикмахерскую, — приводит пример Нечаева. — Если вас вдруг плохо постригли, вы в следующий раз пойдете уже к другому парикмахеру. А вот с управляющей компанией так поступить почему-то нельзя...

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Нужно применять ручное управление!»

— В любом исполнительном органе власти есть начальники, которые могут решать проблемы, и те, которые не могут или не хотят этого делать, — говорит депутат курской областной Думы Александр ЕГОРОВ. — Когда управляющие компании злоупотребляют правами и пользуются пробелами в законодательстве, компетентный и ответственный руководитель обычно вызывает на ковер таких коммерсантов и говорит: «Либо работаешь по закону, либо у тебя будут неприятности с законом». Подобные проблемы должны решаться на местном уровне в ручном режиме. У нас Жилищная инспекция дала несколько предписаний касательно подобных споров, но в Арбитражном суде Курской области они были отменены. Соответственно, ведомству выставили расходы на оплату судебных юристов от «управляек» в несколько сот тысяч рублей. Есть мнение, что Жилищная инспекция после этого самоустранилась от инициатив в решении спорных ситуаций. Судиться становится накладно, но это же не повод оправдывать бездействие. Данную тему надо поднимать в курской областной Думе, чтобы найти пути решения проблемы.

КСТАТИ

Миссия невыполнима

С 1 января 2016 года у граждан появилась законодательная возможность получать штрафы от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Таким правом теперь могут воспользоваться и жители Курской области.

Проще говоря, если курянин получил коммунальную услугу ненадлежащего качества или ненадлежащего объема, он имеет полное право требовать перерасчёта. Например, если температура горячей воды была ниже положенной нормы, в квартире было холоднее, чем полагается по нормативам, начисления в квитанции не соответствуют действительности, и этот факт документально подтвержден, вы вправе рассчитывать не только на перерасчет, но и на получение штрафа от поставщика этих коммунальных услуг или от управляющей компании, обслуживающей дом.

Впрочем, практика показывает: воспользоваться этим законом крайне проблематично из-за сложности доказать нарушения, допущенные коммуунальщиками.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».