Первым делом — разрешение
В Курске возбудили сразу два уголовных дела на владельцев сверхлегких самолётов
Приличный штраф, а то и реальный срок грозят двум энтузиастам сверхлёгкой авиации за полёты с пассажирами. Без специальных документов делать это запрещено. То, что следователи на транспорте называют «результатом оперативной работы», сами «нарушители» и их соратники нарекли «подставой». Авиаторы-энтузиасты негодуют: и самолёты они не прятали, и полиции вроде помогали, а теперь — добро пожаловать на скамью подсудимых. Причем вслед за собой они могут потянуть и руководство своего аэроклуба.
— По оперативной информации, предоставленной ФСБ, были выявлены факты оказания платных услуг гражданам. Речь об организации и осуществлении экскурсионного полёта без необходимых документов, — говорит старший следователь Курского СО на транспорте Московского межрегионального СУ на транспорте СУ РФ Кирилл ГОЛИКОВ. — Тем самым владельцы летательных аппаратов подвергли жизнь и здоровье людей риску. Сейчас выясняется, почему пилотам без удостоверений позволили возить пассажиров на непроверенных самолётах. Пока возбуждено два уголовных дела по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, штраф до 300 тысяч либо срок до 2 лет).
Фигуранты дел — члены местного аэроклуба. Как установило следствие, первый инцидент произошёл в День воздушного флота, 21 августа. На лёгком самолёте «Бекас Х-32» его хозяин в честь праздника покатал двух парней — по цене одна тысяча рублей с человека.
Впрочем, истинного ответчика ещё надо поискать. Полёт осуществлял молодой человек 1988 года рождения без лётного удостоверения, тогда как владеет самолётом 47-летний мужчина. Если следствие выяснит, что «экскурсионные полёты» организовал хозяин «Бекаса», отвечать будет он.
Если в первом случае, говорят следователи, самолёт был зарегистрирован, хоть и не имел сертификата лётной годности, то во втором (17 сентября) не было ни сертификата, ни регистрации, ни удостоверения. Лётчики к перспективе быть наказанными готовы — свои прегрешения они не отрицают, но, так как пострадавших не было, верят в штраф и говорят, что им, мол, непонятны оперативные методы правоохранительных органов.
41-летний Александр Зеленцов, в прошлом году собрал «Икарус» своими руками. С регистрацией вышла загвоздка — вопрос упёрся в деньги. Сам аппарат, по словам хозяина, стоил «как приличная машина», а тут ещё доплати 60 тысяч рублей за сертификат лётной пригодности, 15 тысяч за номера...
— Мы просто очень хотим летать! — объясняет мужчина. — Но никаких платных услуг не оказывали — катали знакомых за бензин. На 20 минут полёта уходит 5 — 7 литров. Вот и договаривались — заправь меня — и полетели. А на день воздушного флота, когда Игоря взяли, мы вообще бесплатно катали. Мы же не скрываем факта — катали! И я катал. Но бесплатно!
О своём задержании лётчик говорит — «контрольная закупка». 17 сентября во время тренировочных полётов к нему подошли двое незнакомых ребят и попросили покатать. Договорились о бензине, взмыли в небо. Пассажир оказался сотрудником правоохранительных органов в штатском. Такая же история произошла и с его товарищем, хозяином «Бекаса».
— Пилот покатал двух парней, они ему стали деньги давать. Тот отказывается, говорит: мы бесплатно катаем на празднике. Они настаивают — он их и послал к владельцу самолёта, — рассказал Зеленцов. — Те подошли и говорят: «Вам просили деньги отдать». А у нас на День воздушного флота традиция — скидываться на общий стол. Ну тот и подумал, что в общий котёл передали две тысячи от ребят. Всё это оперативники записали на видео. Но там нет никаких нарушений! За полёт платить никто не просил.
Особенно Александру обидно, что следователи взялись за тех, кто им безвозмездно помогает. Речь о поиске пропавших людей — с воздуха полицию и поисковиков поддерживают парапланеристы и сверхлёгкая авиация. Весной Зеленцов на своём самолёте тоже просматривал территорию. А один из его товарищей даже сумел определить место нахождения пропавшего ребёнка — его действительно нашли в указанном квадрате, испуганного, но живого.
В том, что будет штраф, Зеленцов и другие нарушители не сомневаются. Выплатив его, Александр начнёт вновь копить на регистрацию — от своих планов летать «легально» он не отказывается. Сейчас и «Икарус», и «Бекас» под арестом, причём домашним — они опечатаны, но находятся при владельцах. Когда они вновь взлетят и на каких правах — пока непонятно.
Регистрируй это
Кроме самолётов к сверхлёгким летательным аппаратам можно отнести целый список аппаратов. Это моторные мотодельтапланы, дельталёты, мотопарапланы, аэрошюты, автожиры и сверхлёгкие вертолёты, а также безмоторные парапланы, дельтапланы и мускулолёты. С 2012 года регистрировать в Росавиации надо все аппараты. Однако есть нестыковки: например, по одному закону, если вес аппарата меньше 115 кг, удостоверение пилота не обязательно; а по другому — оно должно быть. Кстати, в марте этого года в Воздушный кодекс внесли правки относительно радиоуправляемых летающих игрушек — теперь дроны весом 0,25 кг и выше надо регистрировать, а для их управления нужен статус «внешнего пилота».
Читать все комментарии