Долг платежом страшен
Житель Суджанского района расстрелял семейную пару, отказавшуюся возвращать ему 250 тысяч рублей
Когда летом 2011 года Антон Сомов (фамилия изменена по этическим соображениям) попросил у своего товарища Сергея Мануйлова КамАЗ, он не знал, что подписывает себе и своей жене смертный приговор. Вернее, делает первый шаг к нему по пути, который займет четыре года.
Мужчины были знакомы много лет и работали водителями. Но Мануйлова не устраивали курские заработки, и он поехал в Москву, где устроился экспедитором. Грузовик оказался ему не нужен, так что он без проблем одолжил его приятелю. Но КамАЗ не понадобился и Сомову. Тот поступил, мягко говоря, не по-товарищески: не предупредив хозяина, продал грузовик на запчасти.
Мануйлову, когда тот ненадолго вернулся домой, Сомов пообещал возместить стоимость проданных запчастей — 250 тысяч рублей. Была составлена расписка со сроком возврата долга в ноябре 2014 года. Но когда указанная дата наступила, деньги хозяин КамАЗа так и не получил. Более того, за это время должник переехал из посёлка Глушково в Рыльск.
Ни в полицию, ни в суд кредитор не обращался. Мужчины дружили, и он надеялся «надавить на совесть» должника. Тот оправдывался: денег нет, нужно кормить детей (в семье росли двое ребят — общий и от первого брака жены). Сомов даже попросил друга открыть счёт в банке и пообещал перечислить первый платёж — 30 — 40 тысяч рублей. Но так и не перечислил.
В прошлом году Сергей Мануйлов попал в Москве под сокращение. Вернулся в родное село и снова начал звонить бывшему другу с просьбой вернуть долг. Никакого действия звонки не возымели. Скорее, наоборот. Позже на суде Сергей скажет, что жена Сомова, когда брала трубку, начинала его оскорблять и заявляла, что никаких денег он не получит. Впрочем, проверить, так ли это было, уже невозможно.
В итоге 13 июня 2015 года кредитор предпринял последнюю попытку уладить миром денежный вопрос. До сих пор все разговоры велись по телефону, а теперь он решил поговорить лично. Улицу Марата в Рыльске, где жил приятель, он знал, а номер дома подсказали соседские мужики. Хозяева гостю были явно не рады, а жена главы семейства заявила, что расписка ненастоящая.
Гость опешил. Некоторое время он бродил по улицам Рыльска, присел на берегу Сейма, чтобы упорядочить мысли. В итоге поехал в деревню Мужица соседнего Глушковского района, к ещё одному человеку, которому Сомов не отдал деньги. Мануйлов предложил ему действовать сообща, но глушковец уже махнул рукой на долг — у него ведь не было расписки. После этого Сергея, что называется, «переклинило».
Он поехал домой за пистолетом, который купил «на всякий случай» в 2009 году на Черкизовском рынке. Также мужчина взял нож и канистру с соляркой. Говорит: убивать никого не хотел, а собирался только припугнуть должников и поджечь их дом.
— Он мог бы попробовать обратиться в суд, имея на руках расписку, но, видимо, посчитал, что ничего взыскать не получится, — констатирует представитель прокуратуры Дмитрий ШИХАНОВ.
Вернулся в Рыльск Мануйлов около 9 часов вечера. В это время семья должника как раз отмечала девятый день рождения своего сына. В доме были гости — подруга семьи и двое её детей.
Первыми Мануйлова встретили женщины. Возможно, дело бы и впрямь обошлось стрельбой в воздух, но хозяйка обрушилась на визитёра с бранью. Тот выстрелил ей в живот, а затем в голову. Подруга жены бросилась в соседнюю комнату, а на звук выстрелов выскочил муж убитой.
Завязалась драка. Мужчины вывалились на крыльцо. Хозяину под руку попался черенок от лопаты, которым он смог ударить гостя по голове. Мануйлов ответил ножом. Истекая кровью, Сомов рухнул за машиной соседа. Убийца буквально изрешетил должника пулями: на теле судмедэксперты нашли пять пулевых ранений.
Детей Мануйлов не тронул, поджигать дом не стал, а снова отправился на берег Сейма. Пришёл, передёрнул затвор и наставил ствол в висок. Но пистолет дал осечку. За ней ещё одну и ещё! Тогда он разрядил оружие, выбросил патроны в реку и под утро сдался полиции.
В ходе следствия Мануйлов утверждал, что действовал, как работ, не отдавая отчёт своим поступкам. Но судебно-медицинская экспертиза его слова опровергла.На суде мужчина просидел весь полуторачасовой процесс с каменным лицом. Учтя все смягчающие обстоятельства — наличие двух детей, положительную характеристику с работы, отсутствие судимости, сотрудничество со следствием, суд приговорил его к 14 годам колонии строгого режима.
Преступника обязали выплатить миллион рублей матери погибшего на содержание детей, а также 84 тысячи на погребение семейной пары и на работу юриста. Детей погибших супругов теперь воспитывают родственники.
Суд бы ему помог
— Расписка, как и любой другой документ, подтверждающий долговые обязательства, имеет юридическую силу. С ней можно обращаться в суд и рассчитывать на возврат денег, — отмечает адвокат Роман ЛЫЗЛОВ. — После положительного решения суда взысканием средств занялись бы судебные приставы. А так человек погубил две чужие жизни и растоптал свою. Что касается состояния психологического аффекта, то его устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Как правило, в 20% случаев удаётся доказать, что подсудимый совершил преступление в состоянии аффекта, что значительно снижает наказание. За убийство человека преступник может получить до 15 лет заключения. Однако если суд признает, что он совершил преступление в состоянии аффекта, то срок может быть сокращён даже до 3 лет. Но, как видим, здесь суд счёл иначе.
Читать все комментарии