Один на один с экраном: какие фильмы посмотреть во время локдауна
Подборка фильмов для просмотра на ковидных каникулах от редактора «Ё!» Ильи Клюева
Очевидно, объявленный режим нерабочих дней коснулся далеко не всех, но в любом случае многие воронежцы, возможно, ближайшие вечера проведут в компании своих экранов и бесконечного потока фильмов и сериалов. Все новинки — не пересмотреть, да и стоит ли пытаться? Можно использовать «ковикулы» для того, чтобы по-новому увидеть давно знакомые фильмы, внимательнее пересмотреть недавнее кино или просто найти что-то совершенно новое. Мы собрали небольшой список с рекомендациями, что посмотреть в эти дни. Тут и проверенная временем классика, и документалистика, и даже современный танец. И всё это можно легко найти и посмотреть в Сети.
«Мальтийский сокол» (16+)
1941
Режиссёр — Джон Хьюстон
Классическое кино всё ещё для многих остаётся «непроходимой территорией» — слишком старый киноязык, реалии и контекст уже далеки от нас; точно ли мы можем понять, что нам пытаются сказать из глубокого прошлого режиссёры через актёров? На деле же старое кино со временем нередко становится более и более чистым, ясным, совершенно понятным и — что главное — впечатляющим даже сегодня ничуть не меньше, чем актуальные фильмы в прокате. Это история как раз про знаменитого «Мальтийского сокола». Великий Джон Хьюстон снял этот фильм в 1941 году, окончательно оформив и утвердив жанровые принципы нуара: запутанные криминальные сюжеты, брутальный стиль изображения, вязкая атмосфера греха и лжи, циничный и резкий главный герой (в шляпе, с сигаретой и в плаще, конечно) один против всех.
Сегодня «Мальтийский сокол» смотрится как чистейший эталон. Детективный сюжет почти не вызывает сложностей в восприятии (как-то же нам удаётся осилить многосезонные сериалы с множеством сюжетных линий и персонажей!). Мрачные изломанные тени, сигаретный дым, обволакивающий хмурых (анти)героев, и символизм деталей сейчас стали уже образцом стиля и высокой культуры кадра. Герой Хамфри Богарта, частный детектив без оружия, отпускающий через слово едкие шутки, превратился в живой кино-образ.
Как раз герой Богарта — это самое захватывающее сегодня в «Соколе». Зритель с ним на одной волне: мы вместе пробиваемся через потоки лжи, вместе не верим ничему и никому и учимся искать правду в этом мире, где за каждым тёмным поворотом — то гангстер, то роковая блондинка, но доверять можно только себе. Вместе с героем Хамфри Богарта «Мальтийский сокол» становится 101 минутой чистого кино-удовольствия.
«Моби» (16+)
2021
Режиссёр — Роб Гордон Бралвер
Буквально неделю назад в Воронеже завершился очередной Beat Weekend — фестиваль документального кино о музыке и новой культуре. В этом году самый гвоздь программы, который привлёк большое внимание зрителей (в других городах также аншлаги) — фильм про Моби. Конечно, дело в герое, это идеальное попадание. Многое ли мы знаем о Моби? Кажется, не так уж много. При этом для многих он стал вечной частью музыкальной жизни: лично я услышал его песни, наверное, сразу после рождения, так они и продолжают регулярно звучать до сих пор. Моби однажды — Моби навсегда!
Это фильм-исповедь, в котором музыкант рассказывает сам про свою жизнь, прошлое и про то, что происходит в его Моби-голове. Моби как главный герой полностью управляет этим фильмом и ведёт его по своему сознанию. Тут множество приёмов, фишек, подходов, Моби рассказывает о самом себе, используя любые возможности документального кино. Что-то из этого «срабатывает», что-то, по моему мнению, совсем мимо. Но за всем этим взрывом креатива и странностей скрывается глубокая и печальная история о человеке, который всю жизнь шёл к исполнению своей мечты, но каким-то образом пришёл к одиночеству, а счастья так и не обрёл. А потом вдруг нам показывают кадры, на которых Моби впервые играет свои песни вместе с огромным оркестром и хором. Камера приближается к Моби, и ты видишь, как его глаза наполняются слезами. В такие моменты, уж извините за сопливость, понимаешь, что счастье есть, и кино умеет его улавливать!
«Миф» (16+)
2019
Хореограф — Павел Глухов
Современного танца в Воронеже становится всё больше. Из последнего — премьера танцевального спектакля по Мандельштаму «Шум времени» от «Центра современного танца» или «Ренессанс-2021» в Камерном театре. Но пока из-за ковида театры не самое безопасное место в городе, современный танец можно посмотреть и дома в записи — вспомним замечательный небольшой спектакль Павла Глухова (его «Зеркало» и «Плот «Медузы» танцуют в воронежском Камерном) «Миф».
Конечно, в живую всё это выглядит и воспринимается совершенно иначе, как и любой театр. Но перенесённый в открытый доступ в YouTube на экранчики, дополненный совершенно киношными монтажом и многоплановостью кадра, спектакль «мутировал» в яркий, супер-стильный видео-арт с великолепной музыкой Константина Чистякова. Образы, которые складываются из всего — из пластики тел, масок-голов, костюмов, декораций, музыки, текстур — иногда очень жуткие, иногда по-цирковому нелепые, ироничные, серьёзные, иногда совершенно понятные (танцовщики изображают мифическую жизнь античных богов и героев, такое всякий поймёт), а потом — странные и абстрактные. Отличный вариант для тех, кто хочет, наконец, увидеть что-то новое, что-то другое. Можно, например, посмотреть, как боги в белоснежных халатах и гиперактивные античные герои задорно и изобретательно выясняют свои отношения в бесконечном тесном танце. Совершенно как и мы!
«Петровы в гриппе» (18+)
2021
Режиссёр — Кирилл Серебренников
Этот фильм, очевидно, с надеждой ждали те, кто с интересом относится к современной русской литературе и современному же русскому кино. Кажется, что роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — идеальный материал для Кирилла Серебренникова, который с большим «соком» воссоздаёт болезненную, полубредовую атмосферу жутковатого русского балагана и фарса. Серебренников наполняет мир своего фильма множеством говорящих деталей, сбивает нас с толку, эпатирует, ведёт по ложному следу, использует десятки приёмов и методов, легко отправляется в прошлое и возвращается обратно. Да, не все эти приёмы однозначно «сработают», не всё останется понятным, и «Петровы в гриппе» не из тех фильмов, которые мягко влюбляют в себя вообще всех и вызывают комфортное восхищение. Но это, однозначно, большая и затягивающая в себя вещь с очень яркой творческой энергией (при таком-то количестве талантов в кадре!) и мощнейшей художественной работой (реквизит, фактуры, костюмы, цвета, свет).
Самое ценное обнаруживается, конечно, если посмотреть через весь этот эпатаж, через сюрреалистические слои, через «цирк с конями». Так, «Петровы» оказываются довольно личной меланхоличной историей про одинокого заболевшего человека, который, уже путая реальность, бред и воспоминания, отчаянно мечтает вернуться в родной дом, в детство, к родителям. Трудно ли нам его понять? Совсем нет.
«Ненависть» (18+)
1995
Режиссёр — Матьё Кассовиц
Фильм Матьё Кассовица с блестящей ранней ролью Венсана Касселя этим летом показывали в кинотеатрах с полной реставрацией изображения и звука. На большом экране фильм ожил заново и, очевидно, сейчас для него самое время — его политический и социальный заряд (кино, как мы помним, изучает противоречивую городскую энергию и столкновения низов с властью) особенно актуален. Дома он также отлично смотрится.
«Ненависть» иногда называют французским «Таксистом», и это справедливо: это заряженное кино безумной уличной энергии, это погружение в социальные реалии, взгляд на саму природу агрессии в обществе. При этом больше всего при пересмотре «Ненависти» поражает то, как поэтичен этот фильм в свои «мирные» моменты, как много в нём народного и очень смешного юмора и языковой игры (смотреть это приятно, конечно, в оригинале с субтитрами), как зорко в этом фильме замечены приметы своего времени в одежде, жестах, музыке. Впечатление — всё ещё мощнейшее!
Читать все комментарии