«Расхламляемся» по‑курски
Как попасть на бесплатный рынок, или Что такое фримаркет?
Вещи падают на вас с антресолей, некуда деть одежду, из который выросли дети, новое пальто куплено, но старое выбросить жалко – если ваш дом начинает напоминать музей, то пора освобождать пространство для свежих идей и новой жизни. Избавиться от того, что больше не приносит радость, можно на фримаркете — ярмарке, где можно бесплатно взять ненужные кому-то вещи. Откуда пришла идея и как она прижилась в Курске, узнали у организатора Карины Мыцких.
Из политики в экодвижение
Идея фримаркета зародилась в Америке в 2004 году, причём имела политическую подоплёку. Тогда анархисты провели первую бесплатную ярмарку в парке и позиционировали ее как действительно свободный рынок, где нет денежных отношений.
Сегодня фримаркеты проводят по всему миру и в большинстве крупных городов России. Суть их проста: каждый может принести любую вещь в хорошем состоянии, если она ему больше не нужна, и забрать все, что нравится. До Курска «бесплатная ярмарка» дошла три года назад стараниями эковолонтёра и руководителя движения «Мусора.Больше.Нет в Курске» Карины Мыцких.
– Это похоже на сказку, но на самом деле человечество произвело такое количество обуви, одежды, книг, игрушек, которого хватит даже не на одно поколение, – объясняет Карина. – И пора уже остановить работу многих заводов, но этот бизнес не прекратится, пока человек идет за новинками в магазин. Но я хочу, чтобы люди бескорыстно отдавали свои вещи и выбирали себе что-то взамен на фримаркетах. Так можно удовлетворить свое желание обновить гардероб и сохранить колоссальные ресурсы планеты.
Девушка приводит цифры: оказывается, на производство одной хлопковой футболки тратится 2 700 литров воды, а на джинсы — 6 000 тысяч! Другие затрачиваемые ресурсы — людские. Например, на текстильных фабриках в Бангладеш за мизерную плату работают женщины: каждая из них в час производит в среднем около 250 футболок, получая в месяц всего 42 доллара. А недалеко от нас — в Узбекистане – школьников вместо уроков отправляют на хлопковые поля. И это при том, что плантации хлопка зачастую обрабатывают пестицидами..
– Это те подводные камни, которые не видит потребитель, выбирая новую одежду в торговом центре. Это пример создания простой футболки, но свою историю имеет каждая вещь. Она особенно длинная у бытовой техники, сотовых телефонов и прочей электроники.
Но часто вещь служит всего лишь один год. Потом мода «достает» из шкафов устаревшие модели, и люди, не зная куда их деть, просто выбрасывают на помойку. Фримаркет — это очень хорошая альтернатива, — утверждает 29-летний эковолонтёр.
Таранка и пионерский галстук от Радина
Как и ко всему новому, к фримаркету куряне привыкали постепенно — сказалась актуальность поговорки про бесплатный сыр в мышеловке.
— Первый фримаркет был удивительным — всё в новинку! – вспоминает Карина Мыцких, – Еще до старта к нам пришла бабушка-разведчица от своего дома. Люди с трудом верили в происходящее и переспрашивали, точно ли можно брать вещи просто так.
За три года Карина провела около десятка фримаркетов – примерно по одному за сезон. При этом девушка постаралась выйти за рамки банального обмена вещами, сделав уклон в сторону экопросвещения. На каждой ярмарке можно услышать лекции о том, куда можно сдать вторсырье, узнать о здоровом питании, попасть на мастер-класс, а также изучить танцы народов мира, сыграть на этнических инструментах и переосмыслить свои привычки.
Изменились и правила фримаркета — появилась символическая плата за вход. Речь о сумме от 50 рублей — каждый сам решает, сколько оставить. Плата идёт на аренду помещения, на оплату труда дизайнера афиши, иногда на бензин. Но главное — поменялось отношение людей к происходящему.
– Каждый раз фримаркеты посещает около ста человек, и с каждым мероприятием гостей всё больше: многие приносят и уносят вещи буквально мешками, — рассказывает девушка.
Особенно радует организатора разнообразие вещей: помимо одежды люди приносили книги, чемоданы на колесиках, чайные сервизы на 12 персон и даже таранку. Внёс свой вклад и галерист Олег Радин: принесённые им пионерский галстук и значки тут же забрали волонтёры-школьники, сказав, что им за такой раритет по истории сразу пятерки поставят.
– Куряне начинают расхламляться по-взрослому, – считает Карина. – С одной стороны они многое отдают, с другой – им не зазорно брать вещи, которыми кто-то пользовался, нет мешающих установок, что это ниже их достоинства. Я сама с радостью ношу платья, шарфы, сумки с фримаркета. И часто получаю комплименты. Вижу знакомых в своих вещах, и мне от этого приятно на душе.
Жизнь после фримаркета
Естественно, что не все вещи находят новых хозяев, однако на мусорку ничто не попадает. Активисты собирают оставшуюся одежду, книги, предметы мебели, украшения и отдают в социальный магазин «Спасибо»: их передадут малоимущим людям и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Встречу для обмена вещей Карина Мыцких и соорганизатор Наталья Арнст давно превратили в светское мероприятие, которое посещают художники, музыканты, журналисты, активисты и путешественники. Все они не считают зазорным пользоваться вещью или книгой, уже бывшей в употреблении. На фримаркетах устраиваются показательные выступления спортивных и танцевальных секций, дегустация экопродукции — заявить о себе может каждый желающий. А главное, каждый может принести из дома то, что не нужно самому, но другим пригодится. Следующий фримаркет состоится в конце апреля в пространстве Forest Loft — есть время подготовиться.
Справка
«Икона» экоактивистов
На продвижение фримаркетов Карину Мыцких и других курских экоактивистов вдохновляет пример француженки Беа Джонсон — она выступает за систему «ноль отходов». Беа смело заявляет, что одевается в секонд-хендах, а ее ботинки куплены всего за 5 долларов. Являясь известной и медийной персоной, Джонсон имеет в гардеробе считанное количество одежды, которую умело комбинирует. Сама женщина живёт в Америке вместе с мужем и двумя сыновьями, при этом за год у них накапливается всего лишь кофейная банка мусора, который невозможно переработать. Кстати, моющее средство у француженки всего одно, и его она делает самостоятельно, как и тушь для ресниц.
Читать все комментарии