Электрички станут короче
Снова начались разговоры о том, что в убыточных регионах будут отменены электропоезда, однако чиновники говорят, что от составов лишь отцепят несколько вагонов
ОАО РЖД сообщило, что намерено привести объёмы движения пригородных поездов в соответствие с финансовыми возможностями регионов, где они курсируют. По мнению экспертов, для Черноземья это может означать более чем 50-процентное сокращение количества рейсов, а также количества вагонов в поездах. Это связано с плохой окупаемостью пассажирских перевозок на малые расстояния.
Напомним, что с начала текущего года ответственность за организацию пригородного железнодорожного сообщения полностью легла на специализированные компании, создаваемые РЖД в партнёрстве с региональными властями. Регион как заказчик должен возмещать пригородному перевозчику выпадающие доходы, недополученные компанией в результате разницы между установленным тарифом и фактическими затратами. В данном случае Курская область должна ОАО ППК «Черноземье».
Только 13 регионов полностью компенсируют убытки работающих на их территории компаний-перевозчиков. Все остальные не могут компенсировать даже половины затрат. Власти Курской области в состоянии выплатить только 4% суммы выпадающих доходов. Всего же задолженность субъектов перед ППК «Черноземье» за 2012 год составила порядка 1,2 миллиарда рублей.
При этом в Курской области проезд на электричке дороже, чем у соседей: с 1 января он подорожал с 15 рублей за зону до 16,5, тогда как, например, в Липецкой области стоимость составляет 14 рублей.
Специалисты уверены, что требования ППК «Черноземье» по выплате выпадающей задолженности, мягко говоря, завышены. И дело здесь в выстроенной ОАО РЖД системе взаимоотношений с дочерним предприятием. «Черноземье» для осуществления своей деятельности фактически использует имущество ОАО РЖД — оно арендует электропоезда, вагоны и рельсовые автобусы. Арендную плату устанавливают в ОАО РЖД, и эта сумма тарифному регулированию не подвергается. А в итоге арендная плата становится частью выпадающих затрат и подлежит истребованию с региональных властей.
На данный же момент пассажирские компании думают, как сократить расходы, а не поезда. Терять составы никому не хочется — это неизбежно повлечёт увольнения сотрудников. Один из путей выхода из сложившейся ситуации — пересмотр графиков движения.
Курскую область обслуживают сразу две пригородные пассажирские компании, учреждённые РЖД. На базе Юго-Восточной железной дороги — «Пригородная пассажирская компания «Черноземье», она работает по направлениям Воронеж, Белгород, Старый Оскол, Елец, Ржава. А направления Московской железной дороги — Орёл, Касторная, Железногорск, Льгов, Тёткино — обслуживают электрички ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Обе компании говорят о сокращении движения. Однако курские чиновники уверяют в обратном.
— Сокращение — не подходящее для этой ситуации слово, — говорит начальник отдела развития транспортной логистики комитета промышленности, транспорта и связи Курской области Галина КОВАЛЁВА. — Возможно перераспределение, изменение графиков. Сокращение как таковое ожидает только количество вагонов в пригородных поездах.
На данный момент курские власти рассматривают различные варианты борьбы с убыточностью местных пассажирских перевозок.
КСТАТИ
Пригородный ж/д транспорт могут обанкротить
Сегодня в подвешенном состоянии находятся и сами пригородные пассажирские компании. По реформе 2001 года они не только должны были получать выпадающие доходы, но и получить в собственность подвижные составы, депо и вокзалы с преимущественно пригородным движением. А сами компании должны были перейти в частичную или полную собственность регионов. Преобразования должны были завершиться к 2010 году. Сегодня в РЖД говорят о сроке до 2015-го. Однако экономисты предрекают пассажирским компаниям скорое банкротство. На данный момент в помощь регионам из федерального бюджета на выплату выпадающего дохода предусмотрено около 25 миллиардов рублей. К 2016 году эта материальная помощь будет сведена к нулю — проблема убыточности электричек полностью ляжет на плечи региональных бюджетов.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
«Пассажирам придётся согласиться на более дорогие билеты»
— ОАО РЖД — монополист, в ведении которого находятся все железнодорожные перевозки, — поясняет экономист Андрей Агеев. — Переполох в компании вызвало заявление правительства РФ о заморозке тарифов на грузоперевозки в 2014 году. Соответственно, ОАО попытается эти убытки компенсировать. Очень сложно представить, что РЖД пойдёт на оптимизацию расходов, значит, остаётся один источник возмещения убытков — пассажиры. Это предполагает рост цен на проезд в ж/д транспорте, на который пассажирам придётся согласиться, так как альтернативы в области ж/д перевозок просто не существует.
Читать все комментарии