Грустная сказка о каско
Добровольное страхование автомобилей подорожало почти вдвое, новые машины большинству россиян теперь не по карману
По самым оптимистичным прогнозам, российский авторынок в этому году сократится на 25%. А это значит, что серьёзные проблемы начнутся не только у продавцов машин, но и в тесно связанном с ним страховом бизнесе.
Почему каско подорожало
Уже сейчас курские автомобилисты жалуются, что полисы каско (добровольного автомобильного страхования) резко подорожали. Цена такого полиса рассчитывается, основываясь на стаже водителя и главным образом на стоимости автомобиля. Обвал рубля стал причиной резкого повышения цен на новые иномарки. А именно их владельцы охотнее всего страхуют своих железных коней сверх положенного по ОСАГО.
Если раньше автомобиль «Тойота Королла» в стандартной комплектации стоил 700 тысяч рублей, то сегодня его цена подскочила до 1 миллиона 100 тысяч. Вместе с машинами дорожают и запчасти — они также закупаются за валюту. И чем выше стоимость автомобиля и его запчастей, тем дороже обходится хозяину его страховка, на которой в первую очередь и стали экономить.
Строго говоря, рынок каско стал падать ещё 2 года назад. Чтобы окупить все затраты и не работать в убыток, страховые компании повышали тарифы. Страховщики уверяют: на каждый собранный ими рубль выплата составляла 1 рубль 20 копеек. Ещё до начала кризиса многие компании страдали от убытков. Теперь некоторые из них подумывают об уходе с рынка.
— Если раньше тарифная сетка менялась ежеквартально, то сегодня изменения происходят даже чаще раза в месяц, — говорит руководитель компании «КАСКО 46» Иван АНПИЛОГОВ. — Бывает, что тарифы меняются каждый день. За сутки страхование может вырасти и на 1, и на 2 тысячи рублей.
Однако не все согласны с такой трактовкой проблемы.
— Когда страховые компании говорят, что бедствуют, они лукавят. По моим сведениям, затратная часть рынка страхования составляет половину доходов страховщиков, остаток позволяет им жить припеваючи, — считает председатель Союза автомобилистов Леонид КАПЛИЙ. — Руководители автохолдингов прогнозируют подорожание машин на 10 — 20%, не более. Но я в этом году собираюсь покупать новое авто, и многие мои знакомые тоже. А страховщики сгущают краски, чтобы была возможность задрать цены.
Как сократить стоимость полиса
— Чтобы остаться на рынке, компании вынуждены искать выгодные для клиентов решения. Сегодня страховщики стараются предлагать безубыточным клиентам, то есть тем клиентам, которые по итогам прошлого года не заявили ни одного страхового случая, страхование по прошлогодним тарифам, — поясняет руководитель компании «КАСКО 46» Иван АНПИЛОГОВ. — Есть и другие решения. Страховые компании предлагают франшизу — это сумма, которая всегда будет вычитаться из стоимости ремонта. Еще одна мера — сокращение дополнительных платных услуг в страховке, например отказаться от аварийного комиссара, выплаты страхового возмещения без справок и т. д. Такие меры в общей сложности помогут сэкономить 10 — 15% на стоимости полиса.
Что делать, если на каско нет денег
Особенно сложная ситуация с автокредитами. Дело в том, что примерно 75% новых автомобилей в России приобретается в кредит, а их по требованию банка нужно страховать обязательно. Средняя стоимость полиса каско составляет 3 — 11% от цены машины, и покупается такой полис каждый год на протяжении выплаты кредита.
— Честно говоря, сложно представить, кто сегодня соглашается на каско, — говорит зам. председателя курской НКО «Авторадиоклуб» Игорь ИСУПОВ. — Насколько я знаю, это либо владельцы дорогих автомобилей, либо те, кто брал машину в кредит. У последних нет выбора. Раньше добровольное страхование выбирали и неопытные водители, которые понимали, что с большой долей вероятности могут попасть в ДТП. Но сейчас они трижды подумают, чем заключать договор. В основном страховой суммы вполне хватает на ремонт. Но если имеет место тотальная гибель автомобиля, то есть он не подлежит ремонту, то может случиться так, что даже при выплате полной страховой суммы, этих денег не хватит на покупку такого же автомобиля. Ведь машины сегодня подрожали.
Банки помочь клиенту могут немногим, но всё же.
— Стоит тщательно подходить к выбору страховой компании, условия в них часто сильно разнятся, — говорит начальник сектора автокредитования ОАО «Курскпромбанк» Антон СТРИЖОВ.
— Со стороны банка мы можем предложить несколько вариантов. Существуют программы автокредитования, не предусматривающие оформления каско. Есть вариант оформить полис не на полную стоимость автомобиля, а на остаток долга по кредиту. У нас предусмотрена и оплата полиса в рассрочку. Первый взнос делается при оформлении полиса, остальное платится частями.
КСТАТИ
Богатые меньше платят
Что касается автомобилей премиум-класса, то стоимость страховок по этим маркам выросла несущественно — примерно на 10 — 15%. Эти автомобили сами по себе очень дорогие, цена страховки высокая, и задирать её ещё выше неразумно. К тому же такие авто покупают в основном люди с большим стажем вождения, которые водят аккуратнее и реже обращаются за выплатами, а значит, не являются для страховщиков убыточными.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Без страховки кредит на машину подорожает
На прошлой неделе Центробанк разослал коммерческим банкам разъяснения о том, как они могут повысить своим заёмщикам процентные ставки по кредитам. Для этого необходимо несколько условий.
Первое: заемщик свыше 30 дней не исполнет обязанность по страхованию купленного автомобиля, предусмотренную договором по кредиту.
Второе: возможность повышения процентной ставки должна быть установлена кредитным договором.
Третье: гражданин был зарплатным клиентом банка и ссуда была предоставлена ему на льготных условиях, а в течение срока действия кредитного договора гражданин перестал быть зарплатником.
Читать все комментарии