Курск может остаться без общественного транспорта
В ПАТП города Курска регулярные задержки зарплаты вынуждают водителей увольняться и искать новую работу, а городской электрический транспорт увяз в долгах
На прошлой неделе в ОАО «ПАТП города Курска» начали платить зарплату за октябрь. В ноябре большинство сотрудников получку не видели. Водители утверждают, что в прошлый раз получали деньги в октябре месяце за сентябрь. Да и на то, что удаётся дождаться, прожить очень трудно.
— Кондуктор работает за 5 200, что ниже прожиточного минимума! Диспетчер получает 6 400. Водитель раньше получал 25 тысяч, но после смены руководства им зарплату урезали до 16, — рассказывает бывший кондуктор предприятия Юлия.
Те, кто обращается в редакцию с жалобами, традиционно не хотят представляться. Аргумент один: «Нам здесь еще работать». Впрочем, многие всерьёз подумывают об увольнении. Особенно молодежь. Человеку, не обремененному семьёй, проще отработать «вахтовым методом» в столице или в Сибири, получая 45 — 50 тысяч в месяц, чем крутить баранку в Курске за копейки.
Час работы кондуктора на «Икарусе» оплачивается в размере 14 рублей, а тем, кто работает на «Немане» и ЛиАЗе, повезло чуть больше — их труд за час оценивается в 17 рублей. Кондукторы жалуются: им установлен почти невыполнимый план — 3 — 5 тысяч рублей в день в зависимости от маршрута. Пассажирами муниципального транспорта в основном являются льготники, поэтому за день реально заработать не более тысячи рублей. А за невыполнение плана — лишение премии.
— У входа на стоянку пора сделать надпись: «Оставь надежду всяк сюда входящий», — резюмируют водители.
Проблемы по зарплате у ПАТП города Курска возникают постоянно. Директора регулярно отчитывают на планерках в мэрии, а деньги приходится взыскивать в судебном порядке. Последнее такое взыскание датируется 4 июня текущего года. Тогда по ранее выданному инспекцией труда предписанию была погашена задолженность по заработной плате за март 2015 года перед 641 работником ОАО ПАТП на общую сумму 2 764 400 рублей. За допущенные нарушения трудового законодательства на предприятие был наложен штраф — 30 000 рублей. Но ситуация с тех пор не изменилась.
— У нас предприятие дотационное, своих средств не хватает, — рассказал директор ПАТП Юрий ДЮМИН. — Да, сейчас начали платить зарплату за октябрь. Но по графику 25 декабря начнется выплата денег за ноябрь. Что касается оплаты труда, то средняя зарплата у водителей — 22 тысячи рублей, но у тех, кто не выполняет план, она меньше.
Сейчас на специализированных сайтах можно без труда найти объявление о наборе сотрудников в курское ПАТП. Но обещанные суммы вряд ли покажутся заманчивыми. Зарплата водителя указана в размере 20 тысяч рублей, кондукторов — 12 тысяч рублей и слесарей — от 12 тысяч рублей.
В кризисе, и тоже по причине отсутствия средств, находится и еще одно предприятие — «Курскэлектротранс», в чьём ведении находятся трамваи и троллейбусы города. Здесь причина в долгах за потребленное электричество. Энергетики дважды грозили транспортникам отключением линий и остановками движения на нескольких маршрутах. Последний такой ультиматум датируется минувшим апрелем по причине долга более 46 миллиона рублей. Тогда проблему удалось уладить после вмешательства региональных властей. Но долг, по имеющейся информации, за ними так и остался.
Белгородские водители не видели денег с мая
В соседнем Белгороде ситуация на общественном транспорте еще сложнее. По словам белгородских водителей автобусов и троллейбусов, они не видели деньги с мая этого года. Представители МУП «Городской пассажирский транспорт» сетуют на деятельность «нелегальных» перевозчиков, которые подрывают финансовое состояние муниципалов. В итоге ущерб предприятию превысил 90 миллионов рублей. Штат покинули более 40 водителей, а расчетный счет предприятия заблокирован кредиторами. Прокуратура города в интересах работников подготовила и направила в суд 160 заявлений о взыскании зарплаты.
За каждый день задержки зарплаты работодатель должен доплачивать
— Работодатель не имеет права не выплачивать зарплату ни по каким причинам, — говорит юрист Игорь ЛОМОВ. — Если он задерживает выплату на срок более 15 дней, то работник вправе приостановить работу на весь период задержки, письменно уведомив об этом работодателя. За задержку зарплаты предприятие обязано выплатить работнику проценты за каждый день задержки в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая составляет 8,25% годовых, от невыплаченной суммы.
За защитой своих прав работник может обратиться в суд и в региональную трудовую инспекцию, которая находится по адресу: Курск, улица Зеленая, дом 30. Телефон горячей линии: (4712) 52-98-32.
Читать все комментарии