«Жалко людей — на свой страх и риск продаём!»
Как куряне переносят ужесточение контроля за продажей лекарств по рецепту
«Лекарства, которые должны отпускаться по рецепту, нужно отпускать по рецепту» — это правило в Курске и в России пытаются выполнять уже второй месяц. Череда человеческих смертей, вызванная последствиями самолечения, привела к тому, что ещё летом в Государсвенной Думе России был принят закон, ужесточающий контроль за отпуском в аптеках лекарственных средств. Впрочем, во многих аптеках нашего города на «рецептурность» препаратов закрывают глаза, поясняя: «Все мы люди...». Практически стопроцентно закон работает только в отношении антибиотиков.
«Пришлось вызывать врача на дом ради рецепта»
— Немедленно дайте мне «Нимесил»! Я его всегда просто так покупал! — в одной из аптек на улице Ленина молодой человек не отставал от кассирши, требуя продать ему популярное противовоспалительное средство без рецепта.
В ответ провизор жаловалась, мол, рада бы, да закон не велит. И по-человечески порекомендовала пройтись по другим аптекам — дескать, столь строго букву закона соблюдают отнюдь не все её коллеги.
Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения» ещё до своего вступления в силу 1 января 2017 года внёс сумятицу в умы пациентов. Ужесточение надзора за работой аптек в первую очередь болезненно прошлось по простым потребителям. И это несмотря на то, что замысел изначально был хороший — обезопасить людей от отравлений и самолечения.
— Слегла с температурой, все выходные пролежала без лекарств, — пожаловалась курянка Наталья. — Парацетамол и прочее меня не берёт — проверено неоднократно, а лекарство, которое меня всегда на ноги ставило, без рецепта не дают. Пришлось вызывать врача на дом ради рецепта.
Сам себе давно не доктор
Строго говоря, отпускать только по рецепту препараты, у которых это отмечено на коробках и в инструкциях, аптеки обязаны были еще с 2012 года. Но не делали этого — сильными санкциями такое нарушение не грозило. Новый закон ужесточил ответственность продавцов: фармацевт заплатит от 5 до 10 тысяч рублей (а не от 1500 до 3 тысяч по старому закону), владелец аптеки — от 100 до 150 тысяч рублей штрафа (а не от 20 до 30 тысяч), если проигнорирует запрет. За повторные нарушения аптеку и вовсе могут закрыть на три месяца.
При этом стоит отметить, что под категорию «без рецепта» попадает только 30% лекарств. Смекнувшие, что к чему, куряне успели дважды устроить ажиотаж — сначала массово скупали привычные лекарства в конце года, а затем заполонили поликлиники в начале года этого.
— Сейчас пик ажиотажа пройден, — считает заместитель председателя областного комитета здравоохранения Валерий ДОМЕКИН. — Пришёлся он на первую половину января.
К ведомстве пояснили: с очередями боролись как могли — в области, где возможно, увеличили количество работающих врачей, право выписывать лекарства получили дежурные по субботам медики. В Судже пришлось пойти дальше и временно открыть отдельный кабинет выписки лекарств. Сейчас, по словам чиновников, необходимость в этом отпала.
Как рассказывают в комитете здравоохранения, на данный момент проведены консультации среди фармацевтов, врачей, фельдшеров, чтобы избежать нового ажиотажа. Фельдшерам выделены специальные бланки для выписывания рецептурных препаратов.
Сам бланк имеет утверждённую форму. На нём обязательны печать, дата и подпись врача. Рецепт имеет «срок годности» — два месяца. Исключение делается для хронических больных — тут рецепт действителен в течение года. В рецепте не должно быть названия конкретного препарата, только его активного вещества на латинском языке.
Выдать подходящую к рецепту продукцию — обязанность фармацевтов. Кроме того, по словам Валерия Домекина, именно они на данный момент могут законно помочь обойтись без рецепта — если возможно, посоветовать аналог.
«Мы же люди»
Медики говорят: не все лекарства «без рецепта» безопаснее своих «закрытых» аналогов. Перед применением надо или консультироваться с врачами, или читать исследования медицинских ассоциаций. К примеру, безрецептурный «Цетрин» дешевле и безопаснее «Супрастина», но последний считается «проверенным» средством, поэтому в больницах чаще используют именно его.
Популярные противовоспалительные и обезболивающие «Найз» и «Нимесил», содержащие нимесулид, теперь по закону без рецептов отпускать не должны, а доступный «Ибупрофен» помогает далеко не всем — зависит от организма.
Во всей этой ситуации люди действительно уповают не на рецепты, а на провизоров аптек. Закон не позволяет покупать лекарства без рецепта, и всё же такая покупка ещё возможна.
— Людей приходит очень много за такими лекарствами. Продаём. А что делать, мы же тоже люди! — рассказала сотрудница одной из популярных сетей аптек. — Единственное исключение — антибиотики. Тут никаких уступок быть не может! У нас основные клиенты — это люди из деревень и сёл. Болеют они, как и все, а рецепт выписать для них — целое приключение. Жалко людей — на свой страх и риск продаём... Пытаешься что-то рекомендовать схожее. Но если лекарства для бабушек и дедушек, то никто аналоги не берёт, все привыкли к определённым названиям.
Сотрудники ещё нескольких аптек в продаже препаратов без рецептов не признались. Зато посетовали корреспондентам «Житья» — выручка существенно упала. Клиенты или ждут свои рецепты, или терпят, пытаясь обойтись без лекарств, или закупаются в тех аптеках, где идут наперекор закону.
Что ждёт гомеопатию?
А тем временем Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией при Президиуме РАН выпустила меморандум, который признал лженаукой гомеопатию. Суть этого метода в двух словах заключается в утверждении «подобное лечится подобным». Курские гомеопаты отнеслись к этому меморандуму скептически.
— Как можно назвать лженаукой то, что не является наукой? — задает риторический вопрос главный врач клиники естественной медицины NATUR VITA Юрий ЦЕПЕЛЕВ. — Гомеопатия — это метод лечения. Ещё пять лет назад можно было получить лицензию гомеопата. Теперь же, когда говорится о гомеопате, речь идёт, скажем, о враче с лицензией невролога, который в своей практике использует гомеопатические средства. Стать доктору гомеопатом можно, пройдя специальные курсы.
Гомеопатия как метод весьма популярна в Курске. Сами гомеопатические препараты, которые продаются без рецепта, не только популярны у потребителей, но и прописываются «обычными» врачами. Их доля на рынке составляет примерно 7,5%. Причём всё это продукция зарубежных производителей.
— К гомеопатии относятся напрямую популярный бальзам «Битнер», средства от гриппа «Оциллококцинум», «Антигриппин», «Афлубин» и многие другие, — перечисляет Цепляев. — Все они лицензированы, все прошли тщательную проверку. Люди верят в них, поэтому сейчас, боясь запретов, скупают их в аптеках. Однако ни я, ни мои коллеги не верим, что нападки на гомеопатию пойдут дальше меморандума.
Все гомеопатические аптеки и клиники в Курске продолжают работать и никаких «угроз и намёков сверху» не получали. Так или иначе дальнейшую судьбу гомеопатии в России предстоит решать Минздраву. В министерстве формируют рабочую группу, которая разработает предложения по дальнейшему регулированию этой сферы.
Читать все комментарии