Бочка дёгтя для курских пасечников

В регионе зафиксирована массовая гибель пчёл

13.06.2019 12:08
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Курской области пчелиный мор: пасечники со слезами на глазах подсчитывают убытки, ведь пчеловодство — это вложение не только больших денежных средств, но и труда. Ряд надзорных ведомств обещает установить причину пчелиных смертей и наказать виноватых в ней. Однако подобная трагедия, хоть и в меньших масштабах, произошла летом прошлого года. Тогда виновных так и не нашли.

Чёрная среда

Под удар пчёлы Курской области попали практически одновременно — фиксировать гибель подопечных пасечники начали в среду 29 мая. Первыми тревогу забили жители Тимского района.

— Некоторые пчелы, летя мимо, сразу же падают, некоторые, в муках прилетая домой, кружатся на прилетных досках и потом погибают, — делились горем в социальных сетях пасечники. — У всех пчёл, когда давишь на брюшко, появляется жижа желтого цвета, говорит о том, что у них расстройство кишечника.

— 30 мая в Комитет ветеринарии Курской области поступила информация из хутора Бродок Тимского района, где на пасеке погибла 31 пчелосемья. На следующий день была зарегистрирована массовая гибель пчел в селе Становое, на хуторах Бродок и Гнилуши Тимского района. На шести пасеках погибло 122 пчелосемьи, — сообщили в пресс-службе Курской области.

В течение нескольких дней количество потерянных пчелосемей в Тимском районе увеличилось до 300. И такие потери практически по всему региону. Где бы не регистрировался мор, очевидцы сходятся в одном — накануне обрабатывались близлежащие поля. Прошедший после этого ливень ситуацию не спас — пчёлы продолжили гибнуть.

— 31 мая в Медвенском районе, Гостомлянском сельсовете,  в селе Тарасово и деревне Глебово выявлен массовый мор пчел, — сообщает Павел Мальцев. — Моя пасека, состоящая из 16 пчелосемей, понесла серьезные потери!

Всего гибель пчёл официально зафиксирована в Фатежском, Тимском, Медвенском, Железногорском, Большесолдатском, Беловском, Хомутовском, Рыльском, Пристенском, Обоянском районах. Об этом сообщили в администрации Курской области. Впрочем, в социальных сетях можно найти свидетельства мора в Октябрьском, Курчатовском и Курском районах, а также в самом городе Курске.

Нас травят?

С появлением первых же жертв пчеловоды сошлись во мнении — во всём виноваты фермеры. По закону последние обязаны предупредить пасечников о грядущей обработке посевов за несколько суток, чтобы люди успели увезти свои ульи. Другой момент, позволяющий избежать пчелиных жертв, обработка полей ночью. Однако оба пункта соблюдаются далеко не всеми фермерскими хозяйствами и предприятиями.

— В Старковском сельсовете Октябрьского района массово погибли пчёлы после обработки полей. Никто из фермерских хозяйств, а их тут два, не предупредил об обработке. Или предупредил сельский совет, но они не довели до населения, в итоге годы трудов погибли, — сообщает Василий Пахомов

В ряде районов пасечники утверждают — соседским фермерам звонили лично, однако обещанного предупреждения так и не получили. Некоторые даже ночевали на своих пасеках, чтобы не пропустить обработку.

А в Курчатовском районе поля обрабатывали прямо на глазах возмущающихся местных жителей. О работах на засеянных рапсом полях у деревни Дружная никто не предупреждал. Приехавший на дорогой иномарке со «звучным» номером агроном объяснил происходящее тем, что не знал о наличии в деревне пчёл.

Подсчёт убытков

К слову, часть пострадавших курян во всём обвиняют крупные сельскохозяйственные предприятия, работающие на территории региона. Другая часть с ними не согласна — ведь пчёлы гибнут и при соседстве небольших ферм.

Справка «Житья»

Пчеловоду необходим паспорт

Чтобы попытаться отстоять свои права, пчеловод должен иметь на руках паспорт пасеки. За оформлением этого документа следует обращаться весной в станции по борьбе с болезнями животных. Специалисты станции устроят своеобразную перепись: зафиксируют, сколько у пасечника ульев, рамок, живых пчел. Сама процедура бесплатная, однако требуется ещё и анализ пчелиного подмора – он делается платно.

— Рядом со мной поле свеклы одного фермера, в км 5 от нас есть поле горчицы другого фермера. Кто говорит, от обработки свеклы такое, кто говорит, с горчицы... Ну это же не только у нас, во всех районах такое! — рассуждает житель Тимского района Евгений Степкин.

Евгений — начинающий пасечник из села 1-е Выгорное, на следующий год он хотел заводить паспорт своей пасеки, да теперь не знает, нужно ли. Пчеловодство — дело затратное, а убытки курские пчеловоды понесли немалые. Восстановятся не все. Да и остальные куряне должны приготовится — мёд подорожает.

— У нас на селе 4 моих знакомых пострадали, лично у меня 10 пчелосемей. Пчелы были готовы к медосбору, то есть мёда от них в этом году не будет, — рассказал молодой человек.

Численность одной пчелиной семьи может варьироваться от 15 до 80 тысяч особей, а вот её стоимость зависит от периода. Сейчас у курян погибла «медовая элита» — пчёлы, способные собирать мёд.

— Семья, которую продают весной, она на 8-10 рамках и стоит от 3500-4500 рублей, — поясняет Евгений Степкин. — А это гибнут семьи, которые в 2 раза большего размера, которые подготовлены к медосбору. Их стоимость — примерно 6000 рублей.

— У кого-то больше погибло, у кого-то меньше, я вот не могу сказать, сколько погибло у меня семей, — добавляет житель Тимского района Иван Петрищев. — У меня просто вся лётная пчела погибла. Когда там матка отложит, когда они полетят. Вот сейчас надо за мёдом будет лететь, а работать некому... С 2006 мёдом занимаюсь, но чтоб вот так...

Не только сейчас, не только мы....

В ситуации пытаются разобраться сразу несколько инстанций. Пчеловоды, практически лишившиеся своих пасек, обратились в полицию.

— Только в Тимском районе поступило 36 обращений по поводу гибели пчёл. В общей сложности в 5 муниципальных образованиях района погибло около 500 пчелосемей, — подтвердила начальник пресс-службы УМВД по Курской области Лилия Каменева. — На данный момент проводятся специальные экспертизы, которые установят причину гибели. Идёт проверка.

Основным надзорным органом в данной ситуации является комитет ветеринарии Курской области. В ведомстве признались, что общее количество пострадавших пока не подсчитывалось, но материал для анализа взят и ведётся лабораторное исследование. Это подтвердили и пасечники.

— Ко мне приезжали с ветлечебницы, взяли пробы, — рассказал Иван Петрищев. — Но они говорят, что надо было сразу к ним обращаться. А ведь мор хоть и начался в четверг-пятницу, основная масса погибших пчёл пришлась на субботу-воскресенье. Вот и получилось, что во все инстанции люди стали обращаться только в понедельник.

Сами сотрудники комитета ветеринарии считают, что причина массовой гибели в несвоевременном информировании пчеловодов о времени, месте и характере химических обработок посевов. А вот специалистов регионального отделения Роспотребнадзора заинтересовали сами препараты, которыми фермеры обрабатывают свои поля — ведётся проверка на предмет возможного нарушения использования пестицидов.

В тему

Страдают растения и люди

Одновременно с жалобами на гибель пчёл, в социальных сетях появилась информация о порче растений. Жители Щигровского района сообщили, что после обработки соседних полей на огородах пожухли всходы и пожелтели плодовые деревья.

Разбираться с проблемой настроены и в Курском отделении Общероссийского Народного Фронта. В четверг 13 июня активисты провели круглый стол. Как отметили в организации, вопросы вызывает регулярность подобных моров.

Действительно, пчёлы в Курской области гибнут хоть и не так массово, но практически каждый год. Так, 7 и 8 июля прошлого года убытки понесли пасечники Хомутовского, Дмитриевского, Щигровского, Суджанского, Железногорского и других районов. Только по Суджанскому району погибло 949 пчелосемей. Тогда результаты проверок по области дали разные результаты. Жители Железногорского района пожаловались, что причиной гибели их пчёл назвали...старость. А вот суджанцы получили доказательство, что их пасеки стали жертвой пестицидов. Вот только доказать, обработка какого именно поля убила пчёл, равно как и получить компенсацию, никто так и не смог.

Впрочем, сейчас курские пчеловоды не одиноки. Примерно в это же время наблюдается мор пчёл в Брянской, Липецкой, Рязанской и Смоленской областях. Везде ведутся проверки.

Тем временем

Предприятие «извинится» детской площадкой

Очередная точка поставлена в противостоянии производителя текстиля ООО «Экотекс» и жителей Сеймского округа. Предприятие открылось примерно 7 месяцев назад и тут же было «замечено» местными жителями – из-за едкого запаха и дыма со стороны завода было невозможно дышать. Однако все обвинения администрация «Экотекса» называла ложью – дошло до того, что жалующихся курян самих обвинили в попытке рейдерского захвата. Не помогали и суды – честь предприятия защищали хорошие юристы. В итоге 28 мая Ленинский суд отклонил требования остановить работу на предприятии, но оштрафовал производителя за отсутствующую природоохранную документацию. Ситуация изменилась, когда предприятие посетил врио губернатора Курской области Роман Старовойт. Противостоять этому директор завода Тахир Мурзин не смог, признал, что с фильтрами что-то не в порядке, и согласился приостановить работу до того момента, как фильтры заменят. Впрочем, через несколько дней завод заработал вновь – проверка оборудования представителями немецкой фирмы-производителя показала, что упомянутые фильтры установлены неправильно. В итоге после отлаживания оборудования запах исчез. В качестве примирительного подарка местным жителям Тахир Мурзин пообещал построить детскую площадку, а директор департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Константин Поляков заверил, что работа предприятия будет остановлена, как только кто-нибудь из местных почувствует знакомый едкий запах.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».