Как меня пытались ловко обмануть на «Авито»
Мошенники изобрели сразу несколько новых способов облапошить продавцов и покупателей
Известно, что львиная доля так называемых бесконтактных мошенничеств, когда преступник и жертва даже не видят друг друга, совершается на популярных сайтах объявлений. Причём простенькие схемы типа выложить объявление, заставить покупателя перевести деньги за товар, а затем исчезнуть и удалить профиль — уже применяются редко. На такой развод в лоб мало кто ведётся, все умные стали. Поэтому мошенники стараются быть хитрее. В качестве примера расскажу собственную историю.
«А вы перешли по ссылке?»
У меня тоже есть аккаунт на «Авито», и я продавала детский трёхколёсный велосипед. 26 июля мне в WhatsApp пришло сообщение от некоей Екатерины, номер которой начинался на 8-916…. «Буду краткой. В другой город отправить сможете?» — начала она переписку. Мне приходилось раньше отправлять посылки в другие города, поэтому поначалу я не заподозрила подвоха. Только высказала сомнение — как же я велик запихну в коробку для посылки? Екатерина предложила мне воспользоваться сервисом «Авито. Доставка».
Эта услуга работает следующим образом: продавец подключает эту опцию к своим объявлениям, покупатель оформляет заказ и оплачивает его — эти деньги временно «замораживаются». Дальше продавцу приходит сообщение, что его товар оплачен, а также в какой пункт приёма заказа и до какого числа его нужно отнести для пересылки. Когда покупатель получает свой товар и забирает его, на счёт продавцу приходят деньги за товар. Казалось бы. удобно и взаимовыгодно. Но нечистые на руку товарищи и здесь нашли лазейки.
Моя собеседница вскоре сообщила мне, что оплатила товар и прислала ссылку на страницу с адресом avito-poluchenie.ru — с фирменной символикой «Авито», сообщением о том, что товар оплачен, и даже московским адресом некоей Екатерины Рыжиковой. А дальше — самое интересное. Внизу мелкими буквами было написано, что товар следует отнести в пункт приёма ПОСЛЕ получения средств на карту, а ещё ниже была прикреплена кнопка «Получить средства». Когда я нажала на неё, появилась новая страница, куда нужно было ввести все данные моей банковской карты. И вот тут у меня закрались первые сомнения — ведь на самом сайте «Авито» правила доставки описаны совсем по-другому. Кроме того, в приложении мне не пришло никаких уведомлений, что мой велосипедик и правда купили. Я сообщила об этом Екатерине. «Странно, сейчас напишу в службу поддержки». — пришёл ответ. И буквально через минуту — скриншот якобы ответа службы поддержки: «Касаемо уведомлений для продавца: После последнего обновления "Авито. Доставки" — уведомление продавцу не приходит сразу после оформления заказа. Теперь нужно для начала подтвердить платёж, а уже после появится уведомление, что заказ оформлен». «Вы по ссылке прошли, деньги получили?» — настаивала Екатерина.
Вот тут мои сомнения ещё больше усилились. Слишком быстро ответила служба поддержки, слишком безграмотно составлен ответ, а ещё — в приложении ничего не сказано о каких-то изменениях в правилах доставки. В общем, я написала Екатерине, что не ввожу данные карты на подозрительных страницах. Больше она мне ничего не писала и всю переписку удалила.
Как распознать мошенников
Я написала в службу поддержки «Авито», изложив всё произошедшее. Мне вскоре ответили (не через минуту, конечно, а через пару дней), сообщив, что мошенничество с созданием сторонних ссылок — это частое явление. Как себя вести, чтобы вас не «развели»:
— С покупателями и продавцами общаться только через «Авито», а не через сторонние мессенджеры;
— Не переходить ни по каким посторонним ссылкам и тем более не вводить данные своей карты. Помните, письма от «Авито» присылаются только с домена @avito.ru. И ещё — помните, что «поддельные» страницы очень похожи на настоящую.
— Если вы хотите купить товар с доставкой, ищите у продавца кнопку «купить с доставкой» и нажимайте её. Если кнопки нет — не ведитесь на уверения продавца, что её не видно из-за технических сбоев или по другим причинам.
— Если у вас возникли сомнения, отложите сделку и напишите в службу поддержки.
Как ещё химичат с доставкой?
Помимо поддельных ссылок есть ещё ряд способов, с помощью которых нечистые на руку продавцы и покупатели обманывают друг друга.
— Массовые жалобы на аккаунт продавца. Покупатель-мошенник договаривается с продавцом купить товар через сервис доставки. Для этого он оплачивает покупку, но средства находятся в «замороженном» состоянии, пока покупатель не подтвердит, что удовлетворён.
Как только продавец отправляет товар, мошенник заводит пару десятков поддельных аккаунтов на Авито и отправляет массовые жалобы на продавца. Его задача — чтобы профиль продавца заблокировали. Затем бедный продавец не может войти в него и получить свои деньги за товар, а через месяц они автоматически возвращаются обратно на карту покупателя. И он остаётся и с деньгами, и с товаром.
— Подмена товара. Часто используется в отношении разного рода гаджетов и деталей. Мошенники оформляют «Авито. Доставку», получают товар, например, видеокарту, а затем меняют её на такую же, но неисправную и возвращают товар, якобы у них есть претензии к нему — вон там две царапины. Сотрудники пункта приёма товара не сверяют серийные номера, они отправляют товар обратно и возвращают покупателю деньги. Таким образом, мошенники остаются с деньгами и с хорошим товаром, а их жертва — с носом.
— Предоплата «в никуда». Продавец-мошенник выставляет товар по привлекательной цене, например дорогую детскую коляску за копейки. Обратившемуся потенциальному покупателю он сообщает, что на его коляску претендует сразу несколько человек и, чтобы «застолбить» её за собой, нужно внести предоплату 10 — 20%. В случае с коляской это может быть и 500, и тысяча рублей. Вы уже догадались, что после получения денег на счёт, продавец исчезает.
Читать все комментарии