Союз хуДОЛжников
За многолетние долги у курского отделения Союза художников начали отнимать помещения. Первым пострадал знаменитый скульптор Владимир Бартенев
Курское отделение Cоюза художников потеряло одно из принадлежавших зданий. В расход пошла мастерская скульптора Владимира Бартенева — автора памятников писателям Евгений Носову и Константину Воробьёву, скульптур Пушкина на Театральной площади, «Свидание» на площади Перекальского и многих других работ.
Мне сказали: «Не волнуйся»
В конце ноября пристройка на улице Марата ушла с молотка, а в январе новый владелец поставил там железную дверь, лишив Владимира Ивановича не только рабочего места, но и доступа к своим эскизам и работам.
— Как будто земля из-под ног ушла... Всё как будто смысл потеряло, — говорить о потере спокойно Владимир Бартенев не может до сих пор.
Мастерскую площадью в 81 квадратный метр скульптор делил с живописцем Романом Ветровым. Помещение было стареньким, но обжитым — здесь Бартенев провёл последние 35 лет и хранил все свои эскизы.
Пристройка к зданию № 5 на улице Марата ушла с молотка за долги КРО «Союза художников». Судебный скандал тянется не первый год, однако такой исход многих шокировал — несколько лет подряд руководство отделения было уверено, их не тронут.
— Мою мастерскую пытались забрать ещё в 2015 году, — поясняет Бартенев. — Тогда мы её отстояли. Пристройка была аварийная, видимо, её и выставили, надеясь, что не купит никто. Мне тогда сказали: «Не волнуйся, всё будет нормально». А потом всё так быстро произошло...
Все цвета долга
В позапрошлом году «Житьё» уже писало о неприятной истории с попыткой арестовать имущество курского отделения Союза художников.
— Никто ничего арестовывать не будет — это формальность, гарантия того, что здание никуда не денется! — уверял тогда председатель правления курского отделения СХ России Владимир ДАЙБОВ. — Долги есть у всех. Эта шумиха только мешает работать, а самой проблемы и нет!
Сами художники имели на тот момент два помещения: в Хуторском переулке с мастерскими и правлением курской организации Союза художников общей площадью 1506,1 кв. м, а также на улице Марата, где находились только художественные и столярные мастерские. Их площадь 1 033,2 кв. м и 189,1 кв. м соответственно. А ведь за пару лет до этого мастерских было больше — помещение на втором этаже дома № 95а/2 на улице Литовской пришлось освободить за неоплаченную аренду. Долг составил полмиллиона рублей.
Список «кредиторов» курского союза художников обширен. Кроме Комитета по управлению муниципальным имуществом Курска это городская налоговая инспекция, МУП «Водоканал города Курска», ООО «Курская теплосетевая компания», ООО «Курский центр охраны труда», ГУ МЧС России по Курской области, МУП «Курские городские коммунальные тепловые сети». Всем им художники задолжали порядка 1,7 миллиона рублей. Как это произошло, в союзе объяснить тогда не смогли.
Разобраться помогли судебные решения — все долги организации были доказаны в суде. Как выяснилось, организация около пяти лет не расплачивалась за коммунальные услуги с «Курскводоканалом», около двух лет — с «Курской теплосетевой компанией». Из-за проблем с пожарной сигнализацией союз оштрафовала пожарная инспекция — на 75 000 рублей. Кроме того, художники не расплачивались с подрядчиками, которым заказали различные строительные и ремонтные работы.
В одном тоне
После предупреждений от судебных приставов и шума в прессе началась многолетняя судебная тяжба. Причём судился союз в первую очередь с судебным приставом, которая пыталась арестовать и выставить на продажу имущество — ту самую несчастную пристройку, где трудились Ветров и Бартенев.
При этом долги потихоньку гасились. Но вся проблема заключалась в том, что старые задолженности гасились не все, а новые накапливались. К концу 2016 года терпение приставов лопнуло. Здание выставили на продажу. И если изначально его оценивали примерно в 600 тысяч рублей, то его стартовую цену на аукционе определили в 348 тысяч 898 рублей.
Владельцем пристройки стал один из курских предпринимателей. При этом конкурентов у него не было. Тягаться попробовал некий художник, но материальные силы изначально были не равны. Помещение ушло за 907 тысяч 135 рублей и 75 копеек. Кстати, сами художники на нового владельца не обижаются. Мол, кто бы не взял такой участок в самом центре за такие деньги!
— Он-то в чём виноват? Это помещение теперь его, всё по закону, — разводит руками Владимир Бартенев. — Если бы сразу начать действовать, я бы пошёл по администрациям — мне бы помогли сохранить помещение. А теперь все сочувствуют, но ведь сделка прошла по закону... С ним мы разговаривали вполне спокойно. Сказал, как будем переезжать, приедет, откроет дверь. Но переезжать нам некуда.
Кто виноват?
Сейчас Владимир Иванович вынужден работать дома — в проекте памятная доска режиссёру Кутыкину. В правлении же курского союза художников панику сменила апатия... и обращение в прокуратуру на бухгалтера организации.
— Я не могу ничего комментировать сейчас. Нечего сказать. Идёт следствие, — говорит председатель правления курского отделения Союза художников России Владимир ДАЙБОВ. — Мы действительно обратились прокуратуру. Дело в бухгалтере. Она самоустранилась. Сейчас считается, что она на больничном. А вообще тут всё связано в одно: и коммунальные, и памятники — много чего было. Не о чем больше говорить...
Куда всё-таки уходили деньги, сейчас разбираются следователи. Бухгалтер общаться с журналистами не захотела. Внимания к своей персоне она не понимает.
Кто заплатит за «Учительницу»?
На памятник «Учительница первая моя», торжественно установленный 26 августа 2015 года рядом со зданием КГУ, деньги собирали всем педагогическим миром. Было объявлено, что сбор среди учителей добровольный, однако постоянно возникали слухи о том, что он скорее «добровольно-принудительный». Как бы то ни было, необходимую сумму собрали — на это ушло несколько лет. Изготовил памятник скульптор Николай Криволапов. Вот только отлита скульптура была в другом городе, и, как выяснилось, собранные деньги туда не дошли.
В июле 2016 года в Смоленском суде начали рассматривать дело местного предпринимателя Олега Аксёнова против Курского отделения Союза художников России. Предприниматель утверждал, что в 2015 году заключил с организацией договор на отливку «Учительницы». Часть денег ему должны были перечислить авансом сразу, остальное — по принятию работы. Скульптура уже стоит, а денег так и нет.
Суд принял сторону истца (ответчик, кстати, заседания не посещал) — курский союз художников должен выплатить в общей сложности почти 1,3 миллиона рублей. Позже предприниматель пытался признать организацию банкротом, но отозвал заявление.
В самом курском отделении вскользь упомянули, что неоплата работ может иметь прямое отношение к бухгалтеру организации.
Читать все комментарии