«Будем стоять, пока нас не услышат!»
На объездной дороге Курска уже вторую неделю продолжается «тихая» забастовка водителей большегрузных фур
21 апреля курские водители-дальнобойщики разбили импровизированный забастовочный лагерь рядом с объездной дорогой, неподалёку от почившего кафе «Абхазия». Эта акция стала продолжением предыдущей, датированной 27 марта.
Месяц назад водители стояли с плакатами и требовали отменить повышение сборов по системе «Платон». (Деньги взимаются с большегрузов за проезд по федеральным трассам и направляются на ремонт дорог.) Теперь плакатов и лозунгов нет, но цель не изменилась. Акция тихая и молчаливая, однако не заметить на обочине больше двух десятков фур невозможно.
— Мы будем стоять здесь до тех пор, пока власти на услышат и не начнут диалог на равных, — в один голос говорят дальнобойщики. — Из администрации области к нам уже приезжали чиновники, соглашаются с нашими требованиями, но разводят руками: дескать, на местном уровне сделать ничего не можем.
Поднять этот вопрос в Москве могли бы депутаты Государственной Думы. Со слов водителей, был разговор, что к ним приедут Виктор Карамышев и Ольга Германова. Но пока дальше обещаний дело не пошло. (Номер сдавался в печать 28 апреля, с тех пор в ситуации могли произойти изменения. — «Житьё».)
Полицейские водителей не притесняют, да и протестующие ведут себя максимально корректно. Никаких радикальных мер, таких как перекрытие трасс, не планируется. При этом забастовка вполне массовая: каждый день на посту, сменяя друг друга, находятся около 20 водителей.
Разбивать большой лагерь смысла нет. Дальнобойщики живут в привычных походно-полевых условиях. У них оборудован умывальник, работает полевая кухня, готовится плов. Кто-то из жителей соседних дач приносит продукты: яйца и сохранившиеся с прошлого года яблоки. Проезжающие мимо автомобили сигналят в знак поддержки.
К протесту российских водителей, казалось бы, смирившихся с «Платоном», подтолкнул рост поборов. Если с ноября 2015 года владельцы большегрузов массой более 12 тонн платили по 1,53 рубля за каждый километр, то с 15 апреля тариф вырос до 1,91 рубля. Казалось бы, разница невелика. Но если умножить эти 40 копеек на многие тысячи километров, что «наматывают» фуры, сумма окажется впечатляющей. К тому же правительство первоначально планировало задрать поборы до 3 рублей 6 копеек, но массовое возмущение скорректировало эти планы.
— Какой смысл работать ради работы, если наш доход полностью съедают траты на солярку, запчасти, суточные расходы и «Платон», — сетует водитель Евгений ШМАТЧЕНКО, крутящий баранку с 1989 года. — Одно колесо на фуру в среднем стоит 20 — 26 тысяч рублей, а их надо 16. Сделал две дальние поездки, и уже надо менять масло, фильтры.
Дальнобойщики сетуют: с тех пор как заработал «Платон», многие из них практически прекратили ездить в рейсы. Полностью остановить работу нельзя, у большинства машины куплены в кредит, к тому же надо чем-то кормить семью.
Подавляющие большинство курских перевозчиков принципиально не оформляют дорожные карты «Платона» и не ставят специальные бортовые устройства. Никто не хочет платить частной конторе деньги, которые, уверены водители, затем идут неизвестно куда. Тем более что до сих пор дорожный фонд финансировался за счёт акцизов на бензин и это всех устраивало.
— Периодически звонят мне из этой организации, приглашают взять бесплатно бортовое устройство, — рассказывает Евгений Шматченко. — Но это выглядит как предложение надеть хомут и вечно пахать на них бесплатно.
При всём при этом 19 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с ежегодным отчётом перед депутатами Госдумы РФ и, отвечая на вопросы парламентариев, заявил, что количество бастующих дальнобойщиков незначительно.
— Если говорить о тех, кто сейчас находится в состоянии так называемой забастовки, это приблизительно 480 человек. Обращаю внимание, что в системе «Платон» зарегистрированы 800 тысяч автомобилей. То есть, иными словами, это довольно небольшое число людей, — заявил премьер.
— Только наша ассоциация курских водителей — дальнобойщиков насчитывает 500 водителей большегрузов, и все они так или иначе бастуют, — возражает руководитель организации Сергей Бабаскин. — Уже год прошёл с момента создания ассоциации, за это время мы стали более организованными и с нами уже начали считаться.
Каждый день к Платону присоединяются 400 машин
Ежедневная регистрация грузовиков в системе «Платон» с января в среднем выросла вдвое — с 200 машин в день в январе до 400 автомобилей в апреле, сообщает пресс-служба Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Ежедневно в систему добавляется от 300 до 500 большегрузов — это самая большая активность, зафиксированная с начала года. По данным статистики, за сутки сборы в системе «Платон» увеличились на 8%.
Как отмечают в ведомстве, деньги идут в дорожный фонд на развитие и восстановление дорожной инфраструктуры. В планах Росавтодора уже к концу 2018 года привести все федеральные трассы в нормативное состояние. Кроме того, к этому сроку в 38 крупнейших городских агломерациях должно быть приведено в норматив не менее половины всей улично-дорожной сети.
«Власть считает уступки признаком слабости»
— Федеральная власть любые коллективные выступления граждан, отстаивающих свои права, воспринимает крайне враждебно и очень редко идёт на уступки, так как считает это проявлением слабости, — комментирует политолог Владимир СЛАТИНОВ. — Но прецеденты всё же бывали. Вспомним 2005 год, когда проходила монетизация льгот и после народных волнений пенсионерам и льготникам денежные выплаты увеличили в три раза.
Из свежих примеров: в Новосибирске планировалось увеличить тарифы ЖКХ на 15%, но жители проявили активную гражданскую позицию — и повышение отменили. В ситуации с дальнобойщиками власть уже пошла на уступки, подняв тариф не в два раза, а только на 25%. Теперь обе стороны конфликта будут брать друга друга измором: у кого больше хватит сил гнуть свою линию. В этом противостоянии у федерального центра запас прочности больше, да и силовой ресурс имеется.
Читать все комментарии