Как в Курске бодяжат бензин

Каждая четвёртая из проверенных сотрудниками Росстандарта АЗС работала с нарушениями

10.03.2018 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Курск» в

Купить некачественный бензин курским водителям не просто, а очень просто: 26% всех проверок АЗС заканчиваются штрафами для их владельцев. Какой бензин нам заливают, чем чреват самопальный дизель и куда жаловаться, выясняли корреспонденты «Житья».

Каждая вторая жалоба оправданна

Всего в Курской области работают около 170 автозаправочных станций. При этом количество жалоб на них со стороны водителей постоянно растёт. Проверки показывают: каждая вторая жалоба обоснованна.

— В 2017 году территориальным отделом Росстандарта было проведено 46 проверок соблюдения требований технического регламента Таможенного союза при реализации моторного топлива. В том числе 22 проверки по обращениям граждан и организаций, — рассказала начальник территориального отдела по Курской области ЦМТУ Росстандарта Раиса ТЮРЕВА. — При проведении 12 проверок выявлены нарушения, что составляет 26% — больше четверти от общего числа.

В ведомстве отмечают: при работе с 22 обращениями граждан и организаций нарушения выявлены в 10 случаях. Среди нарушителей подавляющее большинство — представители малого бизнеса, то есть небольшие АЗС, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, а не крупным сетям.

«Изобретатели» с заправок

Список нарушений на АЗС обширен, но довольно постоянен. На первом месте — «выявление нарушения Технического регламента в части физико-химических показателей». Проще говоря, речь о некачественном горючем.

Осторожнее всего надо быть покупателям дизельного топлива. Именно оно лидирует в регионе по числу подделок. Самое распространенное нарушение — повышенное содержание серы. В Россстандарте приводят цифры: при нормативе 10 мг/кг для топлива экологического класса 5 в исследованных образцах уровень содержания серы доходит до 700 мг/кг! Что же касается бензина, то тут ничего нового: разбавляют.

— Как правило, недобросовестные поставщики смешивают суррогатные бензины с качественными марками, что может приводить к последствиям в виде отказов двигателей, — поясняет Раиса Петровна. — А суррогат дизельного топлива гарантирует букет неприятностей, начиная от снижения мощности двигателя, повышения расхода топлива и дымности выхлопных газов до поломок элементов топливной системы и полного вывода двигателя из строя.

На некоторых АЗС идут ещё дальше, создавая собственные марки топлива с помощью различных присадок, добавлять которые имеет право только производитель. Так, на одной из сетей заправок Курской области долго реализовалось «созданное» подобным образом «топливо BASF». Прекратить его продажу удалось только после жалоб потребителей и последующих проверок.

Впрочем, потребитель не всегда знает, что он заливает себе в бак: на многих объектах вообще нет информации о марке, потребительских свойствах и безопасности реализуемой продукции. По сути, водители вслепую доверяли работникам АЗС и проигрывали.

Что грозит нарушителям?

С января этого года выросли штрафы за торговлю некачественным топливом: вместо 100 — 300 тысяч рублей провинившемуся владельцу придётся выложить 1% от оборота за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. Более того, в этом году предстоит новая тотальная проверка всех АЗС страны. Предыдущая была в 2015-м.

Справка:

Первым автомобиль в Курске в 1904 году приобрёл генерал и землевладелец Александр Николаевич Говорухо-Отроков. Самому ему на тот момент было 84 года.

Все проверки идут по одному шаблону: по плану или по заявлению потерпевших сотрудники территориальной инспекции осматривают автозаправочную станцию и берут пробы топлива, которые исследуют в независимой лаборатории. По результатам принимается решение: штрафовать заправку или только предупредить. Решение о штрафе выносится в самой территориальной инспекции, если речь идёт о нарушении Технического регламента в части физико-химических показателей автомобильного топлива.

— Всего за 2017 год территориальным отделом возбуждено производство по 15 делам об административных правонарушениях, — подводят итог в ведомстве. — Общая сумма наложенных штрафов составила 830 тысяч рублей. Владельцы АЗС защищаются любыми методами, нанимают адвокатов, пытаются оспаривать, но случаи отмены нашего решения единичны.

Некоторые не спешат и расплачиваться, тогда дело отправляют в суд уже сами местные сотрудники Росстрандарта. В итоге штраф возрастает вдвое. За 2017 год было два неплательщика, в том числе продававшая «топливо BASF» АЗС. После суда все деньги были уплачены.

Нужна помощь общественников

Сейчас одно из направлений работы Росстандарта — привлечь к контролю за АЗС общественные организации. Суть в возможности последних называть нарушителей поимённо, тогда как ведомство может открыто говорить лишь о тех, против кого был выигран суд, иначе можно получить иск о защите деловой репутации. Возможно, именно страх «прославится» перед лицом общественности, подтолкнёт владельцев АЗС соблюдать закон.

— Специально для общественных организаций разработана методика осмотра и проверки работы АЗС, — поясняет Раиса Тюрева. — Это поможет нам выявить большее количество нарушений. Для того чтобы принять участие, необходимо зарегистрироваться в реестре Росстандарта. Сейчас мы уже сотрудничаем с такими общественными организациями, как «Федерация автолюбителей России» и «Народный контроль». Потребители в индивидуальном порядке могут просто обратиться в наш территориальный отдел.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

От каких АЗС нужно держаться подальше

Топливо на автозаправочной станции может оказаться некачественным, если:

  • отсутствует информация о предприятии, реализующем топливо,
  • отсутствует наименование, марка и класс топлива на топливораздаточной колонке и в кассовом чеке,
  • отсутствует паспорт качества на топливо в пределах досягаемости водителя,
  • нет сведений о надзорном органе, куда можно при необходимости обратиться.

Претензии к владельцам АЗС по качеству автомобильного топлива, по его недоливу в необходимых случаях можно направлять в территориальный отдел (инспекцию) по Курской области ЦМТУ Росстандарта по адресу: 305027, Курск, Южный переулок, 6а, тел. (4712) 733-134.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Экономия обернулась поломкой транспортного парка

От некачественного дизеля страдают целые фермерские хозяйства. В прошедшем году один из фермеров решил сэкономить, купив 5 тонн дизельного топлива по низкой цене — значительно дешевле, чем на крупных заправках. В итоге весь парк импортной техники, принадлежащий ему, теперь требует ремонта. Фермер пытается найти управу на поставщика и возместить убытки за его счет.

— Некачественное автомобильное топливо несет серьезные риски всегда, вне зависимости от сезона, климатической зоны или марки транспорта, — говорит Раиса Тюрева. — И речь не только об угрозе имуществу, но и жизни. К нам обращалась молодая женщина. Она ехала на машине со своим ребёнком. Заправилась на АЗС, а топливо оказалось некачественным, и через какое-то время её машина заглохла. Но заглохла она на железнодорожном переезде! То есть была угроза причинения вреда жизни и здоровью.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».