Советы психолога: как объяснить ребёнку, что чужим доверять нельзя?

Детский психолог разъясняет, как говорить  с детьми на сложные темы

11.02.2022 22:36
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Курск» в

В российских городах регулярно похищают детей. Нередко это происходит среди бела дня, на улице, пока мама отвлеклась. Так, например, случилось в начале января в Костроме, где педофил и его сообщник замучили и убили пятилетнюю девочку. 

Волонтёры поисковой организации «Лиза Алерт» в 2021 году провели эксперимент в городском парке Саратова. Девушки подходили к детям, игравшим на площадке,  и под разными предлогами пытались их увести с собой. «Лично я увела девять детей из девяти! Вы представляете?!» — делилась потом в соцсетях одна из активисток. 

Так как объяснить ребёнку, что чужакам доверять нельзя и при этом не напугать его слишком сильно?  Разбираемся вместе с детским психологом ГК «Здоровый ребёнок» Татьяной Пономаревой.

Татьяна Пономарева. Фото из личного архива

— Одноразовая беседа-лекция на тему «с чужими никуда не ходи» должного эффекта не произведёт, — говорит Татьяна Пономарева, — Объяснять ребёнку про «своих-чужих», личные границы нужно практически с рождения. Уже с 9 — 10 месяцев малыш понимает, кто ему близкий человек,  а кто — посторонний. Когда мама с ребёнком выходит гулять во двор, она обращает его внимание, что есть его игрушки и чужие, знакомая тётя и чужая, которую они не знают, свой дом и чужой. Всё это говорится в ненавязчивой игровой форме. Когда ребёнок подрастает, начинаем ему объяснять, что чужих людей мы не знаем, поэтому нам неизвестно, как они относятся к детям. Возможно, они малышей обижают. В народном фольклоре на эту тему есть множество сказок — как Маша не послушалась бабушку и дедушку, забрела далеко в лес и её поймал Медведь. Можно придумать свои истории про зайчика, который убежал от мамы, его украла лиса и так далее. Но обязательно с хорошим финалом!

Важный нюанс: у родителей вошло в привычку, приходя в торговый центр, оставлять ребёнка на несколько часов в игровой комнате. Я категорически против такого подхода, потому что малыш с раннего детства вынужден доверяться посторонним людям и привыкает к тому, что родители его «бросают». И потом он очень легко будет вестись на провокации чужих людей с недобрыми намерениями. Если родители отдают ребёнка в игровую комнату, кто-то из них обязательно должен оставаться в зоне видимости малыша. 

Ближе к школе ребёнок уже сам понимает, что люди бывают разные. Он может столкнуться с агрессией соседки, с окриком чьей-нибудь мамы во дворе, он смотрит мультики, где есть добрые и злые персонажи. Поэтому для него не будет откровением узнать, что есть плохие люди, которые крадут детей, а потом их бьют и обижают, этой информации достаточно. Важно научить первоклассника нескольким вещам:

Говорить «нет», если он чего-то не хочет. Причём даже взрослым людям. Объяснить, что это его право.

⚫ Помнить, что забирать его из школы (с продлёнки, из кружков) будут только «свои». Чётко проговорить круг этих лиц (папа, бабушка, тётя Лена). И пообещать, что никогда ни под каким видом за ним не придёт никто чужой.

Понимать, что его тело — это его «домик». И если кто-то посягает на него — хватает за руку, тащит, — надо включать «сигнализацию» и  кричать. Этот навык начинаем формировать только у школьников, у маленьких детей он может вызвать излишнюю тревожность.

⚫ Уметь включать сигнал SOS на телефоне или смарт-часах. Показать сыну или дочке, как активируется этот сигнал, и объяснить, что нужно не стесняться включать его, если в поведении чужих людей ребёнка что-то испугало.

⚫ Не разговаривать с чужими людьми, если рядом нет родных. Важный момент: это касается только тех случаев, когда ребёнок один. Недавно у меня была пациентка, сын которой отказывается разговаривать с докторами. Потому что она с детства ему внушала — не общайся с чужими. Вот он и не общается!

⚫ Понимать, что идти с чужими людьми «спасать котят», «посмотреть новые игрушки» и так далее — нельзя. Можно прямо сказать ребёнку, что таким образом нехорошие люди заманивают детей, чтобы их украсть. А в игрушечный магазин или к котятам вы сходите вместе, попозже.

⚫ Регулярно сообщать родителям  по домофону или по телефону, что с ним всё в порядке, если ребёнок гуляет один. Меня часто спрашивают, с какого возраста можно отпускать детей гулять одних. Я всегда отвечаю: это зависит от многих условий —  закрытая  территория двора или нет, гуляет ребёнок один или с компанией друзей. В любом случае, на мой взгляд, отпускать сына или дочку гулять одного/одну можно не раньше чем с семи лет, а лучше — с десяти. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».