Один дома: Как и когда можно оставлять ребенка одного в квартире
Эксперт рассказала, что дети готовы оставаться одни дома с 10–12 лет
До начала нового учебного года осталось совсем немного, и многие будущие первоклассники столкнутся с необходимостью самостоятельного решения бытовых вопросов после уроков. Занятия в первом классе часто заканчиваются в первой половине дня, а группы продленного дня есть не везде, в то время как большинству родителей нужно работать. Редакция KP.RU обратилась к детскому психологу Марии Серебряковой за советом о том, как подготовить детей к самостоятельности.
Эксперт отметила, что пребывание ребенка дома без присмотра это не только вынужденная мера для родителей, но и важный шаг на пути к взрослению, способствующий развитию его самостоятельности. Время, проведенное наедине с собой, учит ребенка самостоятельно принимать решения, планировать свой день и находить решения простым проблемам, что, в свою очередь, формирует чувство ответственности.
Ребенок учится соблюдать установленные правила, заботиться о себе и об окружающем его пространстве, а также осознавать последствия своих действий. Более того, это укрепляет его уверенность в себе: опыт самостоятельного пребывания дома положительно сказывается на самооценке и готовит к взрослой жизни.
Не стоит забывать и о практической стороне вопроса: часто оставить ребенка одного дома это единственное решение, например, в случае внезапного недомогания, когда вам необходимо срочно сходить в аптеку. Однако, как отмечает Мария Серебрякова, важно учитывать, что готовность к самостоятельности индивидуальна и зависит не только от возраста, но и от характера, уровня зрелости и подготовки ребенка.
Психологи и педагоги рекомендуют учитывать следующее:
В большинстве случаев дети готовы оставаться дома одни не раньше 10-12 лет, а не в первом классе. К этому возрасту они, как правило, достаточно зрелые, чтобы следовать инструкциям и решать элементарные задачи.
Ребенок должен уметь сохранять спокойствие, находясь в одиночестве, не испытывать сильного страха и знать, как вести себя в различных ситуациях, например, при звонке в дверь или отключении электроэнергии.
Ребенок должен знать, как правильно пользоваться бытовыми приборами, что делать в случае пожара и как связаться с родителями или экстренными службами.
Важно подчеркнуть, что родители также должны быть уверены в готовности ребенка и в своей собственной, чтобы не передавать ему свои переживания и тревоги.
Необходимо понимать, что каждый ребенок уникален, и его способность к самостоятельности обусловлена не только возрастом, но и его индивидуальными особенностями, уровнем зрелости и приобретенными навыками.