Чёрный майор: история жизни курского сыщика

Накануне Дня работника уголовного розыска «Житьё» вспоминает одного из оперативников — Виктора Сергеева, которого и друзья, и враги называли Черным майором

06.10.2018 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

3 сентября тишину курского кладбища «Некрополь» разорвали звуки выстрелов. Три залпа из трёх АКС, которые дали в воздух сотрудники патрульно-постовой службы, подвели черту в жизненном пути подполковника милиции в отставке Виктора Сергеева. Один из легендарных оперативников линейного отдела полиции станции Курск, занимавшийся уголовным розыском на транспорте, ушёл из жизни в 64 года после тяжёлой болезни. В последний путь кроме родных и близких, подполковника провожали соседи, ученики и такие же, как он сам, ветераны органов внутренних дел.

Каким он парнем был

В доме № 19а по улице Мирной Виктора Сергеева знали все. Сдали дом в 1966 году. Тогда там и поселилась семья Сергеевых. Наверное, из него получился бы хороший учитель. Но окончивший пединститут Витя предпочёл работе в школе службу в уголовном розыске. Хотя педагогика всё-таки его не отпускала.

— Он в своё время создал дворовую команду по хоккею и футболу, — рассказывает сосед Борис Прокопов. — Со всех дворов приходили ребята к нам на каток, который он же и заливал. А ведь был тогда молодым лейтенантиком. Дмитрич и в администрацию ходил, выбивал что-то для двора и площадки, и дневники у ребят проверял. В общем, отвечал за всё. Это его решение было, а не чьё-то поручение. Считал он, что так должно быть. Что так надо.

— Каждый вечер он заводил машину и ехал встречать жену, — подхватывает другой сосед Юрий Ефимов. — Она у него допоздна работала. Что говорить? Мужики завидовали, не говоря уж о жёнах. Сегодня такие люди — редкость.

Будущие супруги познакомились на Курском железнодорожном вокзале. Он был оперативником уголовного розыска, она — сотрудницей почтового отделения.

— Мне тогда лет двадцать девять было. А Виктору? Сорок два или сорок три… — супругу Виктора Дмитриевича разговор откровенно тяготит.

— Вас не пугало, что он сотрудник уголовного розыска? Что не ночует дома? Что в полях лежит по засадам? Вообще не страшно было за любимого человека?

— Нет. Не пугало. Он ведь никогда подробно о работе не говорил. Я знала, что он работает в милиции. И всё. Он молчал как партизан. А его коллеги никогда ни о чём не рассказывали.

«Всё было по справедливости»

Наверное, самые объективные слова о знаменитом опере скажут его бывшие «подопечные» — те, кого он задерживал. Преступникам любить «ментов» не за что. Но даже они, сознавая, что совершили преступление, прекрасно видят, когда с ними поступили по закону и по справедливости.

С одним из таких «подопечных» наш корреспондент пообщался после похорон оперативника. Немолодой мужчина назывлся по-простому — Гуней, а настоящие имя и фамилию сообщать не стал. Свой второй срок он получил как раз благодаря оперу Сергееву.

— Знаешь, журналист, — говорит Гуня. — Он ведь человеком оказался. Я тогда у лохушки лопатник подрезал (в переводе на русский — «на вокзале украл кошелёк у недалёкой женщины». — авт.). И тут меня кто-то за шею берёт. Стоит мужик какой-то в чёрном плаще и спокойно спрашивает: «Гражданка! У Вас ничего не пропало»? А мне: «Берёшь кошелёк и топаешь через площадь в отдел. Понял?» И я потопал. Сам.

— Почему? Ведь можно было убежать.

— Так это же Чёрный Майор! Его все знали. Если повязал, бегать себе дороже. Достанет. Но при этом посадили меня только за кошелёк. А ведь «повесить» хотели много чего, чего я не совершал. — Гуня быстро, мелко крестится и тут же просит полтиник на пиво.

Кстати, история прозвища Чёрный Майор лежит на поверхности. Оперативники, как правило, ходят в гражданском. А Сергееву, к тому времени дослужившемуся до звания майора милиции, жуть как шёл кожаный плащ чёрного цвета. Похоже, что он и сам считал, что это стильно. Тут как раз тот случай, когда опер стиль установил, а подопечные его не просто подтвердили, а ещё и разнесли по городам и весям.

«Он учил, как должно быть»

Знаменитый на всю страну подполковник полиции в отставке Юрий Седых, кавалер ордена Мужества, задержавший в 2013 году «белгородского стрелка» Сергея Помазуна, — один из учеников Сергеева. В милицию он пришёл из пограничных войск. Сначала в патрульно-постовую службу, а потом в розыск. Но как стать оперативником, в погранвойсках, не учили точно. Примером для него стал Чёрный Майор.

— В 90-е годы он был не последним человеком в отделе уголовного розыска по борьбе с преступными посягательствами на грузы, — вспоминает Юрий Алексеевич. — Он даже когда младшим опером был, я у него учился. А я же зелёный, только из ППС. Он учил, как оно должно быть. Так, так и так! Конкретно и доходчиво!

Справка

В этом году современному российскому уголовному розыску исполняется 100 лет. Он был создан 5 октября 1918 года «в целях охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом».

В 1998 году Седых и Сергеев раскрыли кражу меди. Речь тут даже не о том, что тогда килограмм этого металла дорого стоил. Медь воровали с «базы запасов тепловозов». Проще говоря, это тот самый мобилизационный резерв железной дороги, который в случае ЧС должен использоваться на благо государства.

— Дело стояло на контроле в МВД, и благодаря Виктору Дмитриевичу мы его раскрыли. За две недели, — рассказывает Седых. — Вечером собирались, анализировали, планировали, а утром реализовывали наработки. Жуликов мы нашли. Они порезали все медные кабели на тепловозах. А вообще у него же раскрытых дел сотни были! Всех просто не припомнишь.

На похоронах Чёрного Майора многие его бывшие коллеги говорили о принципах и порядочности. А действительно! На пенсию ушёл подполковник милиции, с должности оперуполномоченного, хотя в своё время занимал руководящие посты. Почему? Об этом рассказывать не хотят ни бывшие сотрудники, ни родственники. Дают лишь понять, что для Сергеева на первом месте были принципы «честного мента»: взяток не брал, «заказных» дел не открывал и не закрывал и коллег этому учил. Скорее даже не учил, а вразумлял. Как сказал один из коллег: «Вот и Витька ушёл. Уйдем мы — уйдёт эпоха».

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

65 вокзалов и 106 платформ

На участке оперативного обслуживания Курского ЛО МВД России на транспорте находится 65 вокзалов и пассажирских станций; 106 платформ и остановочных пунктов. Средний пассажиропоток в месяц составляет 2350 человек в сутки. Грузооборот — 1,5 миллиона тонн грузов. Общая протяжённость обслуживаемого участка железной дороги составляет 763 км. Через территорию области проходит железнодорожная магистраль Москва — Харьков, Киев — Воронеж и другие линии, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».