Прислать новость Магазин

Музейные истории: зачем водителю монетка

В районном музее Курской области собрали уникальные истории местных женщин-водителей

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

30.03.2019 01:00
0

Читать все комментарии

1323

Фото предоставлены Беловским историко-этнографическим музеем

В начале было колесо, вернее – заданная тема для новой экспозиции Беловского историко-этнографического музея.

– Из года в год у нас проходят выставки в рубрике «История обыкновенных вещей», – рассказала научный сотрудник музея Лариса Шепелева. – В своё время посетитель мог ознакомиться со счётными приспособлениями, ключами и замками, плетнём, мельницами, мостами. Не стал исключением 2019 год – в январе прошла выставка «История обыкновенных вещей. Колесо».

В поисках материала для новой экспозиции Ларисе Николаевне пришлось не только перечитать уйму документов в районном архиве, но и объездить ряд сёл, чтобы встретиться с учителями истории и старожилами. Постепенно исследование привело сотрудницу к довольно оригинальной и малоизученной теме. И как итог — среди часов, жерновов, прялок, чемоданов на колёсиках и велосипедов в экспозиции новой выставки появились фотографии местных жительниц, посвятивших свою жизнь работе шофёра.

Фёкла Щетинина: первая на районе

Фёкла Ивановна Щетинина, первая женщина-шофёр
Фото предоставлено Беловским историко-этнографическим музеем

Первая женщина-водитель появилась в Беловском районе в далеких 30-х годах. Историю Феклуши потом любили вспоминать и коллеги по баранке, и местные жители.

Когда молодая страна только встала на путь пятилеток, в селе Крупец только и говорили о присланных грузовиках. Внимательнее других слушала Фёкла – девочка мечтала оказаться в кабине машин. Однажды её несказанно повезло: водитель попросил помочь долить воды в радиатор, а в награду – прокатил по селу.

После этого случая девушка всё для себя решила: в 17 лет пошла учиться на открывшиеся в Белой курсы, стала первой в районе девушкой, получившей водительское удостоверение. В 1936 году она начала работу шофёром. Не оставила она руль и в годы Великой Отечественной войны.

– Разруха, все мужчины на фронте, не было запчастей, электроэнергии, всё приходилось делать вручную. Начали восстанавливать разбитые машины, собирали по болтику, не считаясь со временем. Бывало, что к вечеру валилась с ног, а нормы выполняла,— вспоминала Фёкла Ивановна.

После освобождения в колхоз начала прибывать техника, но рабочих рук не хватало – некому было подвозить горючее. Так Фёкла Щетинина стала водителем бензовоза с 78-44 КУВ. Правда, у машины были универсальные задачи: по просьбе киномехаников гирьянского клуба она возила фильмы из Песчаного.

При этом в жизни женщины-водителя оставались и бытовые заботы. С войны не вернулся муж Михаил Соловьёв – на руках осталась маленькая дочь. Только спустя несколько лет Фёкла вышла замуж второй раз – в семье появилась ещё одна девочка.

– Всегда за рулём в юбке, и неизменно на голове платочек, — вспоминали женщину коллеги и односельчане.

А ещё помнили её как аккуратную, незлобивую, улыбчивую. За баранкой Фёкла Ивановна провела около 30 лет. Уже в старости она переехала к дочери в Нижний Новгород, где и скончалась в возрасте 81 года.

Анна Леусенко: ни одной аварии

Леусенко Анна Ивановна
Фото предоставлено Беловским историко-этнографическим музеем

По профессии Анна Леусенко пчеловод, да вот только поработать с пчёлами ей так и не довелось – вместо пасеки дочь рабочих Песчанского совхоза устроилась в Беловский КБО шить и ремонтировать обувь: тапочки, босоножки, сапоги. Затем знакомство со сварщиком Иваном и свадьба.

Именно со стороны мужа и поступило предложение пересесть за руль – Фёкла Щетинина приходилась Ивану родной тёткой и не прочь была взять трудовое шефство над новой родственницей. Анна закончила курсы, прошла практику на бензовозе и приступила к работе, да тут произошло несчастье: из бака бензин протек на аккумулятор, и одной искры оказалось достаточно, чтобы бензовоз вспыхнул, – молодая женщина едва успела выпрыгнуть.

Благо взрыва не произошло, однако рабочая техника сгорела дотла. Заменой стал бортовой ГАЗ-51, который много лет прослужил Анне Леусенко, не нуждаясь в капитальном ремонте.

Гордость 66-летней Анны Ивановны – не сам водительский стаж в 17,5 года, а то, что в её трудовой жизни не было ни единой аварии. И это при том, что в те времена в районе практически не было асфальта, а работать приходилось в любое время года и при любой погоде. По воспоминаниям женщины-водителя, иногда застревала в грязи так, что оставалось только плакать от бессилия и ждать, когда проедет какой-нибудь трактор. Справляться с трудностями помогала поддержка коллег-мужчин.

Анна Талызина: монетка в помощь

Гладкова Анна Егоровна
Фото предоставлены Беловским историко-этнографическим музеем

Ездить Анна Талызина научилась задолго до того, как получила права, – пришлось ждать совершеннолетия. Родившись в деревне Корочка, она получила среднее образование в Белой, а затем попала в Суджанскую автошколу.

С 1972 года она уже была за рулём бензовоза в колхозе «За коммунизм».

– Было непросто поначалу, вспоминает Анна Егоровна. – Однажды машина заглохла на «Грязном», а выручил совет бывалых водителей: потереть контакты монеткой.

Однажды загорелся и её бензовоз: вместе с товарищами-шофёрами удалось вовремя потушить пламя куртками. Уже как опытный водитель Анна пришла на работу в районное потребительское общество, где ей досталась новенькая «будка» – ГАЗ-53. На ней водитель объездила все дороги района. Любовь к профессии была так сильна, что женщина не смогла долго просидеть в декретном отпуске – родив дочь, уже через 10 месяцев вернулась за баранку.

Судьба как часть истории

Сейчас Анна Ивановна и Анна Егоровна – пенсионерки, готовые с радостью рассказать не только о своём творческом пути, но и с гордостью вспомнить тех, кто помогал им и поддерживал. После того как экспозиция была открыта, женщин пригласили встретиться с учениками. По словам работников музея, большое впечатление их судьба произвела на старшеклассников.

– В нашем районе, конечно, были ещё женщины-водители, но их водительский стаж незначительный, – поясняет научный сотрудник Беловского историко-этнографического музея Лариса Шепелева. — Проведённая нами работа очень важна, ведь профессиональные судьбы — часть истории района. Наш долг как сотрудников историко-этнографического музея — сохранять историю и передавать потомкам. Поэтому в перспективе — поисковая работа по созданию списка женщин-трактористок.

Редакция «Житья-Бытья» выражает благодарность сотрудникам Беловского историко-этнографического музея и лично заведующей Татьяне Локтионовой за помощь в подготовке материала.

Автор:

Катерина ДОНСКАЯ