Кровавые простыни стали флагом протеста
На минувшей неделе в Льговской колонии вспыхнул масштабный бунт, который моментально оброс слухами и легендами
4 марта, спустя месяц после памятной мартовской голодовки, в исправительной колонии № 3 началась новая акция протеста заключённых, традиционная для российских колоний. Сидельцы лезвиями от безопасных бритв порезали себе руки в районе вен. А уже к вечеру 5 апреля фотографии окровавленных рук, сделанные мобильными телефонами, заполнили российские новостные сайты. Родственники, приехавшие к воротам колонии, могли видеть окровавленные простыни, которыми зэки завесили окна.
Вскоре появилась информация о том, что в колонию введён спецназ и появились первые жертвы. Причём с каждым днём число «погибших» множилось. Если в первый день речь шла о четырёх трупах, то к пятнице их количество выросло до девяти.
В четверг родители заключённых попытались штурмом пробиться в административное здание колонии. Чтобы сбить накал страстей, в пятницу на территорию колонии был допущен депутат областной Думы Юрий Николаев, который снял на видео «погибших» зэков и показал записи их родственникам.
— Видно только, что ребята живы, — рассказала «Житью» председатель совета матерей осуждённых колонии № 3 Валентина КАРАТЕЕВА. — Но голодовка продолжается, и мы не собираемся расходиться, пока всё это не закончится.
Существуют три версии причин бунта: официальная и те, что через родственников и знакомых озвучивают сами бунтовщики.
— Во вторник около 10 утра в колонию ввели спецназ, около 100 человек, — рассказал по телефону один из осуждённых по имени Александр. — Часть из них оцепила бараки общего режима, а остальные — около 60 человек — зашли в ШИЗО (штрафной изолятор). Мы не знаем, что конкретно там происходит, но всю ночь оттуда раздавались крики. Значит, людей бьют. В чём причина — мы не знаем. И опасаемся за свою жизнь. Сегодня в знак протеста мы вскрыли себе вены. С четырёх часов дня сотрудники администрации к нам не приходят. И даже тем, кто хочет попасть в санчасть, не дают такой возможности.
Согласно версии УФСИН 3 апреля для проведения ремонта камер ШИЗО осуждённых, находящихся на первом этаже изолятора, перевели в отремонтированные камеры второго этажа. При этом у заключённых изъяли запрещённые предметы: мобильные телефоны, чай, шприцы, сигареты и многое другое. Сидельцы возмутились и потребовали вернуть «нажитое непосильным трудом». Получив отказ, они бросили клич по баракам и организовали массовое кровопускание.
Третья версия, также полученная из неофициальных источников, звучит так. Новый начальник колонии Юрий Бушин (возглавлял учреждение до 2005 года) был назначен специально для того, чтобы ужесточить расшатавшуюся дисциплину. Якобы в колонии произошло слишком явное разделение заключённых на «элиту» и «работяг», выполняющих черновую работу. И попытки уравнять их в правах, в том числе и с применением жёстких методов, вызвали недовольство.
Какая версия справедлива, предстоит выяснить прокуратуре, следователи которой сейчас работают с заключёнными. По официальной информации, после визита в колонию представителей Общественной палаты РФ вечером 8 апреля голодовка закончилась.
КСТАТИ
Зачем вернули бывшего начальника?
— На любом уровне власти России наблюдается дегенерация, — уверен бывший сотрудник прокуратуры, адвокат Андрей СМЕЦКОЙ. — Система УФСИН не исключение, там много кадровых назначений по принципу родства и кумовства. Кроме того, там несклонны считаться с обычными житейскими законами, поэтому на «тройку» назначили проштрафившегося руководителя. Проблемы не было бы вообще, если бы Бушин оставался на прежнем месте работы.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
История конфликта
Летом 2005 года около 800 осуждённых льговской колонии № 3 объявили голодовку, а в ночь с 26 на 27 июня 345 зэков порезали себе руки, шеи и животы. Главным требованием было уволить начальника колонии Юрия Бушина. Члены прокурорской комиссии заявляли тогда, что подтвердились факты избиения четырёх осуждённых. По итогам расследования заместитель начальника колонии Владислав Двоеносов и старший инспектор Виктор Реутов были обвинены в превышении своих полномочий. Реутову назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы условно. Двоеносов приговорён к 3 годам лишения свободы условно. Через некоторое время Юрий Бушин был освобождён от должности начальника колонии № 3 и переведён на работу в колонию-поселение № 8. А 5 марта 2012 года его снова вернули в ИК-3.
В ТЕМУ
От порезов не умирают
— Порезы рук — это, если можно так выразиться, любимый способ протеста российских заключённых, — говорит хирург Алексей Потапов. — Мне доводилось лечить их. У некоторых все руки исполосованы шрамами. Такое ранение почти безопасно, но даёт обильное кровотечение и смотрится эффектно. Если кровь нормально свёртывается и человек, к примеру, не лежит в горячей ванне, умереть от такого пореза невозможно.
Андрей СОКОЛОВ, Николай РУЦКОЙ.
Читать все комментарии