Новое рабство

Незаметно для себя мы променяли собственную свободу на возможность пользоваться техническими благами

21.07.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Курск» в

О том, куда движется наша цивилизация, я размышляю уже давно. И мысли эти не очень радостные. А поделиться ими меня подтолкнули недавние сообщения в СМИ. Кто-то из чиновников высокого уровня ляпнул: в России нужно запретить хождение наличных. В Швеции, мол, 90% операций происходит по безналу и живут там все припеваючи.

Понятно, что сказал это очередной чиновник-органчик — вроде того, что был одним из градоначальников города Глупова у Салтыкова-Щедрина. Мозг в его голове заменяло механическое устройство, которое выдавало бессвязный набор слов. Но дичь, которую он порол, все принимали на полном серьёзе.

Однако есть просто глупость, а бывает глупость показательная. И эта «инициатива» очень ярко иллюстрирует мечту чиновников взять нас под тотальный контроль. Но к сожалению (или к счастью — для кого как), такой возможности пока нет. И исполнение этой великой мечты спотыкается о техническую отсталость. Не хватает банкоматов, терминалов, камер наблюдения и прочей ерунды, которую нам пытаются навязать якобы для нашего блага.

В чём здесь подвох?

Во-первых, нам поют песню о том, как хорошо держать деньги в банке. А ещё лучше завести кредитную карточку, которой можно воспользоваться где угодно. Получается банк в кармане. Прекрасно? Полный бред! Когда имеешь в кармане кошелёк — точно знаешь, сколько у тебя денег. И уже доказано, что тратишь на 30 — 40% меньше.
К слову, мне недавно вручили карту в солидном банке. Я положил на неё крупную сумму. И спрашиваю: «Ребят, почему вы будете вычитать с меня деньги за пользование карточкой, но сами не платите проценты за распоряжение моими деньгами?» Они замялись и не нашли что ответить.

Более того, человек думает, что покупки по карте он делает инкогнито. Полная ерунда. Сегодня любая организация — от ФСБ до бандитской группировки — может контролировать, где, когда и какую сумму провёл по безналу интересующий их человек. В результате мы лишаемся тайны личной жизни. Плюс в любой момент у тебя могут эти деньги отобрать: счета замораживают не только простым смертным (покойный Каддафи не дал бы соврать).

Ещё мне врезался в память 1998-й: приходим снять нужную сумму, а нас посылают. Фактически не мы, а банки владеют нашими деньгами.

Плюс масштабы виртуального воровства растут лавинообразно. Если у тебя в тёмном переулке отберут 100 рублей — не велика потеря. Да и преступникам ещё нужно постараться, есть ведь шанс и по башке в ответ получить. Или шум поднимется, схватят. А банковский счёт можно полностью обнулить — снять с него сотни тысяч, — ни с кем не соприкасаясь. Но люди как зачарованные часть своей свободы — экономическую — отдают банкам.

Второй момент. Мы думаем, технические новшества нас очень продвигают. Возьмём тот же мобильник. Без него сегодня как без рук. Но никто (кроме, пожалуй, преступников, за которыми гоняются спецслужбы) не задумывается, что через сотовый за человеком тоже можно организовать тотальную слежку. Все звонки фиксируются. Любые разговоры можно записать. Засечь местонахождение абонента тоже раз плюнуть. Пошёл в баню, уехал в командировку или заглянул к подруге — в любой момент ты как на ладони. И уже неясно, в какой степени это благо и в какой — опасность.

Следующий пункт нашей программы — Интернет. Изображая продвинутых граждан, многие думают, что могут спрятаться за ником от всевидящего ока Большого Брата. И на личных страничках выкладывают всю подноготную — семейные фотографии, сокровенные мысли. Но уже сейчас существует гигантское количество глаз, которые просеивают эту информацию. И на её основе могут собрать на вас полное досье. Если какая-то спецслужба, преступный клан или хакер-одиночка захотят просветить тебя этим рентгеном — ты окажешься полностью голым.

Кроме всеобщей прозрачности Интернет ещё и гигантская помойная яма, в которую можно провалиться с головой: сайты самоубийц, педофилов, экстремистов... Если реальная жизнь упорядочена законами, то жизнь в виртуальном пространстве пока не так регламентирована. Когда тебя обругали на улице, есть шанс привлечь обидчика к ответственности. Но блуждая в джунглях Интернета, человек полностью беззащитен. Его могут оскорбить и унизить, развести и обобрать.

Но даже это цветочки. А кому хочется ягодок — пусть представит себя на месте людей, которых вдруг начинает травить «креативная» интернет-общественность. Не важно, виноват ли ты, как сбившая человека автомобилистка, доведённая в итоге до попытки суицида, или ни в чём не повинен, как занятая благотворительностью актриса, подвергшаяся массированной атаке из-за добрых слов в адрес Путина. Не знаю, кто первым использовал наименование «интернет-хомяки», но мне хочется ввести понятие «интернет-толпа». Как и в случае с физическим скоплением граждан, у нормальных людей, попавших в неё, просыпаются агрессия и древние животные инстинкты. Ощущение анонимности и безнаказанности только усиливает желание выпендриться и поизгаляться над своей жертвой.

Вам этого мало?

Есть и привычное ТВ, которое растлевает население и массово штампует ему мозги. Сегодня очень популярна программа «Пусть говорят». Когда технологии ещё не сделали мир маленьким, таких ток-шоу я насмотрелся у нас во дворе. Жили мы в бараке на шесть-семь семей. И между соседками то и дело разыгрывались представления в духе: «Машка, паскуда, увела моего Петьку!» А Машка, подбоченясь, отвечала: «Не давала ты ему, вот он и ушёл». Слово за слово — и пошло-поехало. А сегодня элементы этой барачной культуры, присущей базарным хабалкам, преподносятся как выдающаяся передача, претендующая на просветительскую роль.

Кроме истерии, ярости и оскомины, в мозгу такие проекты ничего не вызывают. Когда народ массово оглупляют, доводят до дебилизма, он действительно тупеет и начинает так же выяснять отношения на кухнях. Кроме того, для привлечения внимания СМИ вытаскивают на первый план всевозможных ублюдков. При этом у людей искажается нормальное зрение: начинает казаться, что в мире сплошь моральные уроды. Всё это ведёт к расчеловечиванию человека. Превращению его в животное. В скота.

А если мы скоты — за скотом нужно наблюдать. Раньше это делала полиция, теперь всюду натыканы видеокамеры: в офисах, домах, магазинах, автомобилях. Для фиксации любых наших телодвижений. Плюс у каждого в мобильнике есть фотоаппарат. Мы потеряли возможность побыть в одиночестве.

Помню, много лет назад в одном из детдомов мне показывали специальную комнату, где ребёнок мог на какое-то время остаться один, потому что невыносимо всё время находиться под перекрёстными взглядами. А сейчас никто не защищён от постоянного просвечивания. Вас где угодно могут заснять в неудобном положении. И раззвонить о вашей оплошности на весь свет — вроде недавней истории с украинским министром Тигипко, имевшим не­осторожность прилепить жвачку к столу в Верховной Раде. Я не за то, чтобы лепить что угодно где попало. Просто дело пахнет всеобщей мировой истерией, которая ведёт к деградации людей. Но большинство радостно принимает новинки. Не замечая, что мы уже стали рабами технологий.

Чем ещё это грозит?

Помимо проблемы тотального контроля люди не застрахованы от компьютерных сбоев, из-за которых периодически случаются аварии. В том числе и в системах жизнеобеспечения городов. Чем больше появляется техники, тем сильнее зависит от неё не только наш комфорт, но и здоровье. К примеру, когда автоматически контролируется количество хлора в воде, ядовитая жидкость в любой момент может устремиться в квартиры.

Поэтому стремительный рост технологий и нашей привязанности к ним вызывает тревогу.

Отрезвление для каждого может наступить слишком поздно. Когда ты вдруг обнаружишь, что на самом деле тебе не нужна тысяча друзей-фантомов в соцсетях, а достаточно одного настоящего, но и его не будет рядом. Несмотря на наличие «Твиттеров» и «Фейсбуков», где все обнажаются в надежде привлечь внимание, мы вдруг увидим, что человек по-прежнему одинок. А ещё — полностью зависим от техники и технологий, которые на самом деле очень влияют на экологию планеты, загрязняют наше энерго-информационное пространство. А ещё — разрушают душу.
Никому ничего не навязываю. Просто могу сказать, что давно почти прекратил смотреть телевизор. И кстати, высвободилось огромное количество времени, которое посвящаю чтению хороших книг. Компьютером пользуюсь только по необходимости: как средством связи или для поиска информации. Стараюсь обходиться без кредитных карт.

Есть люди, которые идут ещё дальше. Из городов, где они считались богатыми и важными, переезжают жить на природу. Бросают блага цивилизации ради тишины и возможности дышать чистым воздухом. Правы они или нет, не знаю. Но думаю, их пример будет для нас всё более заразителен.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».