Билеты в плацкарт подорожают в полтора раза
Вице-президент РЖД Михаил Акулов заявил о резком повышении стоимости проезда в поездах в 2013 году
Государство снимает с себя очередную социальную функцию. На этот раз — по железнодорожным перевозкам россиян. Судя по заявлениям представителей Министерства финансов России и компании «Российские железные дороги», федеральные власти отказываются дотировать проезд граждан в плацкартных вагонах. В результате стоимость билета на поезд будет сопоставима со стоимостью авиаперелёта.
«Заплати по полной»
До недавнего времени российское правительство не ставило под сомнение тот факт, что стоимость железнодорожных перевозок не должна быть высокой.
Поэтому цена проезда в плацкартных вагонах была ниже себестоимости, а разницу «Российским железным дорогам» компенсировал федеральный бюджет.
Несколько лет подряд руководители РЖД заявляли, что государство выделяет компании примерно на 20% меньше субсидий, чем необходимо. И жаловались, что убытки от перевозок в плацкарте приходится компенсировать за счёт пассажиров купейных вагонов. Однако система всё же работала. Теперь её решено сломать окончательно. Первым об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов.
«Мы посчитали, и правительство посчитало, что будем давать деньги только на категории пассажиров, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. Нет смысла давать всем, — заявил министр. — Если ты в трудоспособном возрасте — извини, заплати по полной».
Россияне будут сидеть
Это шокирующее заявление дополнил вице-президент РЖД Михаил Акулов. Он сообщил, что уже со следующего года цена билета в плацкарте для обычных пассажиров вырастет на 60%. Одновременно, как рассказали в РЖД, компания планирует в два раза сократить количество плацкартных вагонов в поездах. То есть если в составе было шесть плацкартных вагонов, то останется лишь три. Скорее всего, вслед за плацкартом подорожает проезд и в купейных вагонах.
Со временем плацкарт вообще уйдёт в прошлое, так как «Федеральная пассажирская компания», входящая в состав РЖД, со следующего года планирует отказаться от закупки плацкартных вагонов. На коротких маршрутах их заменят вагоны с сидячими местами, на длинных останутся лишь купе, СВ и люкс.
К чему это приведёт?
Как утверждает начальник железнодорожного вокзала Курска Николай Феоктистов, паниковать из-за повышения стоимости билетов ещё рано. По его словам, такие обещания уже были, но в большинстве случаев ситуация решалась в пользу пассажиров. Слухи о сокращении количества «неприбыльных» составов в Курске Феоктистов также опроверг. Но не исключено, что в данном случае чиновник просто защищает честь мундира.
Насколько поездки ударят по кошельку курян, если цены всё-таки вырастут? На сегодняшний день стоимость проезда в плацкартном вагоне от Курска до Москвы колеблется от 730 до 1 130 рублей. Если билеты подорожают на 60%, то в 2013 году за такую же поездку придётся выложить уже от 1 168 до 1 808 целковых. Таким образом, цена плацкарта вплотную подойдёт к нынешней цене купе — от 1 570 рублей.
Альтернативой плацкарту могут стать сидячие места — от 580 рублей за билет до Москвы. Примерно в этой же ценовой категории и билеты на автобус — от 660 до 780.
О чём молчит правительство
Правительство явно лукавит, когда пытается заставить россиян заплатить по полной. Ведь в стоимость билетов помимо расходов на саму перевозку РЖД включает и другие свои траты.
Железные дороги со времён СССР были государством в государстве со своими школами, детскими садами, больницами, санаториями, домами культуры. Многие из этих объектов до сих пор находятся на балансе компании.
Управленческие штаты железной дороги непомерно раздуты, а зарплаты у них по российским меркам немаленькие.
Если же вспомнить о таких масштабных проектах РЖД, как финансирование Олимпийских игр-2014 в Сочи, Универсиады в Казани и содержание футбольной команды «Локомотив», становится понятно, почему при таких высоких ценах на билеты уровень сервиса на российских железных дорогах оставляет желать лучшего.
КСТАТИ
Рост цен на железнодорожные билеты опережает инфляцию
Компенсация, которую федеральные власти выделяли РЖД за проезд пассажиров в плацкарте, медленно, но верно снижалась все предыдущие годы. Взамен железнодорожникам разрешали достаточно существенно повышать цены на билеты. Проследить это можно на примере стоимости билета в плацкартный вагон поезда Курск — Москва. В 2004 году он стоил порядка 250 рублей (в зависимости от поезда, на котором вы едете). Потребительские цены в России, по данным Росстата, за восемь лет, которые прошли с тех пор, выросли на 116%. То есть билет, который в 2004 году стоил 250 рублей сейчас должен стоить 540. Однако сегодня минимальная цена в плацкарт до Москвы — 730 рублей. В итоге при среднем росте цен в стране в два с небольшим раза железнодорожные билеты за тот же период времени подорожали почти в три раза.
Читать все комментарии