К штыку приравняли ведро
Чем занимаются куряне, проходящие альтернативную воинскую службу
До конца осеннего призыва остались считанные дни, однако далеко не все молодые люди спешат отдать долг Родине. По крайней мере, в традиционном понимании этих слов. Уклонение от военной службы — уголовное преступление. Но есть и вполне легальный способ не ходить в армию и при этом не нарушать закон — альтернативная гражданская служба (АГС). Это то же возвращение долга, но не подразумевающее хождение строем и стрельбу из автомата. АГС предназначена в первую очередь для тех призывников, кто по идейным либо религиозным причинам не хочет брать в руки оружие.
На что меняем сапоги?
Закон о замене военной службы альтернативной вступил в силу 1 января 2004 года. Поначалу он вызвал всплеск интереса у будущих призывников, но нюансов оказалось слишком много. Перечень профессий, предоставляемых альтернативщикам, весьма широк: приказом Минздравсоцразвития РФ в него входит около 130 специальностей, в их числе учитель, фармацевт, провизор, врач-лаборант. На практике же выяснилось, что всё разнообразие за редким исключением сводится к единственной вакансии — санитара. Да и договор заключается не на год, а на 21 месяц — почти вдвое дольше, чем на обычной военной службе. Исключение сделано для военной сферы. Скажем, на оружейных заводах контракт заключается на 18 месяцев. И всё это время призывника ждёт доход на уровне минимальной зарплаты. Бывает и больше, но редко. Зато всё оформляется по Трудовому кодексу.
По словам курских военных, среди наших земляков интерес к замене военной службы на альтернативную невелик, но стабилен: в каждый призыв поступают от трёх до пяти заявлений. За всё же время существования АГС в Курске её выбрали 30 человек, и все — христиане-баптисты.
Резкий всплеск такой «религиозности» в военном комиссариате Курской области никого не удивляет: поступить на альтернативку проще, предъявив справку из церкви и опираясь на неприкосновенность религиозных чувств, чем отстаивая собственные пацифистские убеждения. Тем более что, приступив к должностным обязанностям, некоторые от этих взглядов быстро отрекаются.
— В прошлом году на АГС подал заявление житель посёлка Коренево, — рассказал начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Курской области Александр ШИШЛОВ. — Свой выбор он объяснил религиозной принадлежностью. Его направили в распоряжение Калужского дома-интерната для престарелых на должность санитара. Чуть ли не на следующий день он сбежал.
Объяснил, что невозможно 21 месяц выносить горшки за мизерную зарплату. На колени падал: «Хочу настоящую армейскую службу!». Мы пошли навстречу, наказывать не стали. Служит сейчас в Подмосковье.
В недостаточной искренности «религиозно настроенных» призывников на сборном пункте не сомневаются. Военные привыкли, что настоящий мужик должен обязательно отслужить в армии. А тут какая-то альтернативная служба. Непорядок.
Бабушки души не чают
Сейчас в Курской области альтернативную гражданскую службу проходят восемь человек. Вакансии для них предоставили курская областная психиатрическая больница, два дома престарелых, детская клиническая больница и офтальмологическая клиника. Кстати, служить АГСники могут только в областных учреждениях. Профессия для большинства одна — санитар, и только приставки разнятся: мойщик, уборщик территории.
Курский пансионат ветеранов войны и труда «Сосновый бор» расположен на самой окраине города. Его руководство только руками разводит: ну кто пойдёт ухаживать за бабушками на минимальную допустимую законом ставку. Сейчас ситуацию спасает как раз альтернативная служба: в пансионате работают двое «бойцов».
Курянин Андрей Дроздов ухаживает за прилегающей территорией. Работа не особо пыльная, обычно занимает только первую половину дня. После обеда никто его не держит, а дома у него молодая жена. В пансионате признают: иногда подгонять приходится, сторонится коллектива, зато польза налицо, а вернее, на дворе — на территории «Соснового бора» чистота и порядок.
Второй альтернативщик пансионата, известный курский дизайнер Артур Браже, — всеобщий любимец не только на месте прохождения службы, но и в военкомате. Когда пришло время идти в армию, он честно признался призывной комиссии, что гораздо лучше представляет себя с иглой в руках, чем с автоматом.
— От моего желания пойти на АГС сотрудники военкомата в восторг, прямо скажем, не пришли, — признаёт Артур. — Однако я неплохо подготовился к этому разговору, изучил законы, поэтому серьёзных препятствий мне никто чинить не стал. В этом году сотрудники военкомата даже на мой творческий вечер пришли с поздравлениями.
На данный момент Браже в пансионате — инструктор по труду. Мастерит с бабушками поделки, беседует о моде, делает плакаты и стенды. Интеллигентный и ответственный. По словам администрации, бабушки в молодом сотруднике души не чают.
— Бабушки очень любят молодёжь, — улыбается заместитель директора пансионата для ветеранов войны и труда Людмила ЩЕХОВЦОВА. — А тут появились молодые сотрудники. Самое главное, что Артур постоянно их чем-то увлекает. И это не менее полезно, чем военная служба. Многие выбирают службу, чтобы сделать военную карьеру. Ни Артуру, ни Андрею она не нужна.
В ТЕМУ
Несовершенство закона
Привлечь недобросовестного альтернативщика к ответственности — задача не из простых. В декабре 2010 года курянин не явился в противотуберкулёзный диспансер города Белгорода, где должен был заключить договор на прохождение альтернативной гражданской службы санитаром. Казалось бы, это дезертирство. Однако речь шла о гражданской службе, которая подчиняется трудовому договору.
Судебный приговор после года разбирательств огорошил военных: 200 часов исправительных работ. И всё. Теперь молодой человек — осуждённый, и военная служба ему по статусу не положена.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
Как попасть на АГС
Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной подаётся гражданином в военкомат по месту постановки на учёт не позднее полугода до начала призыва, на который он может попасть. В заявлении молодой человек должен обосновать свой выбор и при этом может указать людей, которые согласны подтвердить достоверность этих доводов. Призывная комиссия может отказать призывнику, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Это решение призывной комиссии может быть обжаловано в суде.