«Ни переселиться, ни отремонтировать»
Курянин Виктор Компанец вынужден жить в полуразрушенном доме в центре Курска, который ему запрещают самостоятельно ремонтировать
Виктор Компанец вырос в интернате. В 1984 году, отслужив в армии, он вернулся в Курск. Тут-то и выяснилось, что жить парню негде. По закону сироте полагалось жильё, но в исполкоме ему отказали: он слишком поздно пришёл с заявлением.
— Меня спросили, почему сразу после совершеннолетия я не пришёл становиться на очередь, — рассказывает Виктор. — Я ответил, что служил. Председатель достал закон: «Тут про армию ничего не сказано. Теперь жди на общих основаниях».
Виктор прописался в доме № 96 по Семёновской, где жила двоюродная сестра бабушки, устроился на работу, жизнь начинала налаживаться. После смерти старушки наш герой вступил в наследство и стал законным хозяином квартиры.
Вот только дом дореволюционной постройки к тому времени стал разваливаться, и люди начали разъезжаться кто куда. Пару лет назад здание опустело, и оставшиеся без хозяев квартиры превратились в притон для бомжей.
— Жить здесь по-настоящему страшно, — вздыхает Компанец. — То и дело собираются сомнительные компании, выпивают, устраивают погромы. Недавно вернулся домой, а у меня всё перевёрнуто вверх дном. Полиция им нипочём: сегодня разогнали — назавтра они снова собираются.
Попытки добиться переселения из аварийного дома ни к чему не привели. Не разрешают курянину и самостоятельно заняться ремонтом — починить стояки, крышу, укрепить стены, поскольку дом не его собственность. Вот уже несколько лет Виктор Николаевич получает в инстанциях один и тот же ответ: дом включён в программу реконструкции, вопрос будет решён в скором времени.
Сейчас курянин работает вахтовым методом в столице и всякий раз, когда приезжает в Курск, возвращается в разбитую квартиру в полуразрушенном доме с надеждой на то, что в этот приезд он наконец-то получит другое жильё или разрешение отремонтировать дом.
— Виктор стоит в очереди на получение однокомнатной квартиры, — поясняет начальник отдела управления по учёту и распределению жилья города Курска Тамара ПОЛЯКОВА. — Сейчас его очередь под номером три. Но поскольку данный дом не является муниципальной собственностью и не включён в программу аварийного жилья, его жильцы не подлежат переселению. Поэтому Виктор стоит на очереди на общих основаниях. Как только появится возможность, курянин получит положенное жильё. Однако сейчас свободных квартир в городе нет.
На практике обеспечение жильём нуждающихся происходит следующим образом: мэрия договаривается с частными строительными компаниями, и те выделяют несколько квартир в готовом доме. Однако как скоро появится готовый дом с зарезервированной квартирой — неизвестно. Так что ждать нашему герою, возможно, придётся ещё долго.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Можно ли отремонтировать пустой дом?
— Если человек получил квартиру по завещанию, то он является собственником данного жилого помещения, — говорит юрист Андрей МАЛАХОВ. — Ремонту в его собственной квартире никто не может воспрепятствовать. Что же касается восстановления коммуникаций, то, если квартиру признают неаварийной, можно будет добиться повторного подведения электричества, воды и прочего. Однако ремонт целого дома осуществить вряд ли удастся. Если остальные квартиры являются брошенными, Виктору необходимо обратиться с заявлением на имя главы города о признании их бесхозными. По закону бесхозное имущество должно быть взято на баланс города. И только после этого можно будет добиться капремонта в доме.