«То, что происходит, — настоящая диверсия!»
Книги, рекомендованные Министерством образования для изучения в школах, вызывают недоумение учителей
Министерство образования и науки РФ разослало в регионы утверждённый список из 100 книг, рекомендованных для внеклассного чтения школьникам. Составить такой перечень предложил Владимир Путин, на тот момент пребывавший в должности премьер-министра.
Чтобы сделать это, весной 2010 года во всех регионах прошли опросы, на основе которых сформировали региональные списки книг. Все предложения обрабатывались экспертами из Петербургского госуниверситета. После нескольких месяцев работы была отобрана разноплановая классика — от поэзии Серебряного века, исторических и философских произведений до современных книжных хитов.
Однако, когда список был утверждён по результатам опроса пользователей Интернета, выяснилось, что половину выбранных книг министерство решило заменить. Из перечня исчезли поэты Иосиф Бродский и Андрей Вознесенский, писатели Алексей Толстой и Валентин Катаев, полностью отсутствует зарубежная литература. Зато появились шедевры национальных авторов, такие как «Мой Дагестан» Расула Гамзатова, «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля, «Шурале» Габдуллы Тукая и других талантливых, но почти забытых писателей.
В списке, конечно, есть и классика, не вошедшая в школьную программу. Например, «А зори здесь тихие», «Белая гвардия», «Два капитана». В перечень попали произведения Лескова, Куприна, Стругацких, Шукшина. А рядом с ними новые классики, такие как Виктор Пелевин и Василий Аксёнов.
Писатели они замечательные, однако стоит ли их творчество изучать школьникам — большой вопрос. Например, «Остров Крым» Василия Аксёнова, содержащий сцены свального греха, или «Очерки русской смуты» Антона Деникина, произведение, которое, по оценкам учителей, школьникам воспринимать сложно. Правда, выход есть.
— Определение списка учебников и учебных пособий находится в компетенции образовательного учреждения, — поясняет начальник отдела общего образования комитета образования города Курска Вера ЗАИКИНА. — Учитель в соответствии с утверждённым перечнем имеет право рекомендовать тех или иных авторов своим ученикам.
Воспользоваться этим преподаватели готовы уже сегодня. Поскольку массу вопросов вызывает и список обязательной литературы, где нет «Медного всадника» Пушкина, произведений Лескова, Чехова, Куприна, Высоцкого, зато есть рассказ Асара Эппеля, который описывает спаривание кроликов. Вызывают вопросы и другие шедевры автора.
— «Нижняя губа Дурочки блестела слюной и была уголком. Прискучив разглядыванием обронённого дворовым воробьишкой пера, Дурочка выглянула за калитку и увидела непонятное. Сквозь соседский штакетник из-под живота стоявшего за забором тамошнего дядьки что-то высовывалось», — цитирует рассказ «Дурочка и грех» учитель литературы Людмила ЛАШКОВА. — То, что происходит, — настоящая диверсия. Школа — это якорь, который должен служить духовному обогащению и росту. И его пытаются перерубить. Мы понимаем, что детей нужно знакомить и с современной литературой. Есть ведь хорошие авторы — та же Татьяна Толстая. Почему бы не предложить её?
Почти все опрошенные учителя заявили, что с радостью воспользуются возможностью заменить 20% списка по своему усмотрению.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Больше местных авторов!
— Писатели разделяют сомнения учителей, — говорит председатель правления Курского регионального отделения Союза писателей России Николай ГРЕБНЕВ. — А вообще, полномочия по формированию подобных списков нужно переложить с федералов на регионы. На местном уровне виднее, что нужно школьникам. На мой взгляд, в первую очередь в списке должно быть больше художественной литературы и произведений, связанных с историей родного края. Нашим местным авторам не уделяется столько внимания, сколько они заслуживают. Например, у нас есть замечательный писатель Михаил Еськов, который прекрасно раскрыл тему детей войны. Его книги одинаково интересны и детям, и взрослым. Почему бы не порекомендовать его?
КСТАТИ
Путин тоже удивился
Недавно своё недоумение по поводу списка книг выразил уже и президент
Путин:
— Высказываются справедливые замечания, что в новой программе по
литературе исчезли произведения, составляющие историческое наследие нашей
страны. Я считаю, это хорошо, когда появляются новые авторы, можно по-разному
относиться к их политической позиции, но современная литература является частью
мировой. Однако, когда исчезают Куприн, Лесков, Пушкин, «Человек в футляре»
Чехова, стихи Ахмадулиной, Высоцкого, Окуджавы, то возникает вопрос: почему, что
взамен?