Память эпохи
На прошлой неделе мы беседовали с членом Союза писателей России Александром Лапиным о его работе над романом-эпопеей из пяти частей «Русский крест». Первые три тома уже появились в магазинах нашего города. И сегодня мы публикуем рецензию на этот роман.
Добрый день, редакция! В прошлом номере вы опубликовали интервью с Александром Лапиным. Многие знают его как журналиста и общественного деятеля. Я тоже давно слежу за публикациями этого автора в рубрике «Русский вопрос». Помнится, был ещё и одноимённый сборник, составленный из статей Лапина. Но пару лет назад в руки мне попала первая часть его художественного произведения «Русский крест». И честно говоря, был очень удивлён. У нас многие публичные персоны грешат писательством. Но тут видно, что человек выкладывается всерьёз. И когда в интервью он говорит, что литературное творчество стало для него главным в жизни, то я ему верю. Рад, что он это дело не бросает и недавно выпустил следующие две части. Будет что почитать. А автору — большой привет!
Дмитрий Комаров.
Литературный приём «герой на фоне эпохи» требует от писателя немалого мастерства и умения органично вплести судьбу человека в канву глобальных событий. Александру Лапину в романе-эпопее «Русский крест» эту сложнейшую творческую задачу удаётся выполнить с блеском.
Реальность сложнее идеальных помыслов
Герои романа в начале повествования («Утерянный рай») юны и романтически настроены. Они принадлежат к тому поколению, которое знает об ужасах войны только по рассказам старших, но ещё не успело заразиться всепоглощающим прагматизмом и цинизмом. Шурка Дубравин и его друзья, будучи старшеклассниками, даже дают тайную клятву — посвятить жизнь служению во благо Родины, стать ради этого культурными и образованными людьми, спортсменами, учёными…
Но реальность сложнее идеальных помыслов, и автор показывает это то через горячие споры героев, то с помощью метких жанровых зарисовок. Вот, к примеру, выпускной вечер в школе: «И если все выпускники чем-то неуловимым похожи друг на друга, то отцы и матери как бы разделены на два лагеря. Те, кто работает в поле, на фермах. И так называемые конторские — учётчики, бухгалтеры, экономисты.
Конторские более естественны. Их пиджаки, шифоновые кофточки, лакированные туфли на высоких каблуках никого не смущают. А шофёры, чабаны, трактористы, доярки выглядят слегка комично...»
В следующей части эпопеи — «Непуганое поколение» — вчерашний Шурка, теперь уже Александр, вместо военного училища, куда он так стремился, или хотя бы доблестных десантных войск попадает в стройбат. И оказывается, что прямота и честность — совсем не те качества, которые гарантируют уважение сослуживцев, а безупречная добросовестность в исполнении своих обязанностей отнюдь не означает, что отцы-командиры её оценят по достоинству. Но Александр не ломается, он намерен стать журналистом: «Главное — то ощущение несправедливости устройства окружающего мира, которое он остро чувствовал.
Бороться с ней, изменить мир невозможно, если у тебя нет какого-то оружия в руках. В таком случае ты превращался в рядового жалобщика, которые тысячами обивают пороги разных учреждений и начальников».
Ещё не враги, но уже не друзья
Самые значимые события начинаются в третьей книге эпопеи — «Благие
пожелания». Александр, став репортёром центральной газеты, получает шанс
испытать силу печатного слова. А его друг Анатолий, выбравший службу в КГБ,
поначалу верит, что в органах точно нет никаких тёмных пятен повседневной жизни.
Но скоро судьба сталкивает и его, и Александра с третьим другом — Амантаем. Тот
решил делать комсомольскую карьеру, опираясь на помощь влиятельных
родственников. И ради продвижения по иерархической лестнице ему сначала пришлось
отречься от своей первой любви, жениться на дочери нужного человека.
А потом
он, выполняя поручение старших товарищей, разыгрывающих националистическую
карту, будоражит алма-атинскую молодёжь провокационными речами — и вдруг с
ужасом понимает, что ситуация вышла из-под контроля. В декабре 1986-го Алма-Ату
охватывают беспорядки. И вот уже Анатолий должен собирать материал против друга
детства. Александр, написавший об этих событиях резкую статью, становится для
Амантая если не врагом, то уже и не другом.
«Мы ждём перемен»
Через своих героев Лапин показывает, как подспудно формировалась почва для тех самых перемен, приведших к масштабным преобразованиям на одной шестой земного шара и исчезновению, казалось бы, такой незыблемой советской цивилизации. Той самой, вызывающей ностальгию не только у миллионов наших соотечественников...
При этом неоспоримым достоинством «Благих пожеланий», как и всей эпопеи «Русский крест», является не только динамичный сюжет, но и психологически достоверные внутренние метаморфозы героев. Здесь нет банального противопоставления людей, которые были друзьями, а потом разошлись… Александр пытается найти истину, а не свести счёты. Да и каждый из друзей искренне верит, что стоит за правду. Но неуловимо быстро изменилось всё и вся, и вот уже правда эта разная, у каждого своя. А Владимир, четвёртый друг, вообще предпочитает уехать работать в заповедник — поближе к природе, подальше от суеты. Но даже там нельзя полностью укрыться от отголосков потрясений…
Эпопея не несёт в себе признаков огульного очернения советской действительности, все ситуации рассматриваются с разных точек зрения, вдумчиво и объективно. К достоинствам «Русского креста» относится и то, что он полифоничен и охватывает не только большой период времени, но и значительное пространство. Все детали, приметы времени достоверны, тщательно, до мелочей выписаны, поэтому успевшие пожить в СССР испытывают настоящее дежавю, а не заставшие эту страну и эпоху, людей и идеалы могут, прочитав, представить их себе воочию.
Но на этом сага «Русский крест» не заканчивается — впереди ещё две книги.
Алексей
НИКИТИН.