Курские учителя: «Перед вооружённым человеком школа беззащитна»
После стрельбы в московской школе, где подросток убил учителя и полицейского, «Житьё» выяснило, кто и как охраняет курских детей
До сих пор известия о школьных расстрелах регулярно приходили из США, а в России ничего подобного не случалось. Утром 3 февраля десятиклассник Сергей Гордеев пришёл в московскую школу № 263 с двумя винтовками, принадлежащими его отцу. Охранник не рискнул связываться с вооружённым подростком. Он пропустил парня в здание школы, после чего нажал тревожную кнопку и побежал предупреждать директора. Гордеев прошёл в кабинет, где шёл урок, застрелил учителя географии и взял в заложники 24 ученика. Когда в школу прибыл наряд полиции, подросток открыл огонь по ним. Один полицейский был убит, второй получил серьёзное ранение. Арестовать подростка удалось только после того, как на переговоры с ним отправился отец.
Точная причина стрельбы непонятна. Школьник вырос в благополучной семье. По некоторым данным, его дед — генерал ФСБ, а отец — сотрудник засекреченного НИИ. Сам Сергей — круглый отличник. Правда, за два дня до стрельбы в школе парень якобы поругался с родителями. Перед Новым годом они отняли у Сергея единственную радость — игровую приставку Хbox 360 — и отказывались её возвращать. По всей видимости, у парня случился нервный срыв.
На следующий день, пока Басманный суд Москвы выбирал меру пресечения для московского школьника, убившего учителя и полицейского (подростка взяли под арест до 3 апреля), в Выборге его ровесник из пневматического ружья ранил в ногу одноклассника. В школе № 10 подросток на перемене начал стрелять в ученика восьмого класса, который находился рядом с ним в коридоре. Пострадавший отделался лёгкой раной ноги. Родители подростка не стали подавать заявление в полицию, но настаивают на том, чтобы нападавший больше не учился с их сыном в одной школе.
Кто даст гарантию, что аналогичное не может произойти в наших школах? Поэтому мы решили выяснить, кто и как охраняет курских школьников.
Кто отвечает за безопасность?
О безопасности школ в стране говорят давно, со времён теракта в Беслане в 2004 году, когда вооружённые террористы захватили в заложники 1 100 человек — детей, учителей и их родителей. В 2010 году в Курске по инициативе депутатов Городского собрания Лидии Девяниной, Ивана Антоненко и Светланы Медвецкой была принята программа «Безопасность муниципальных образовательных учреждений». Деньги на её реализацию выделяются из бюджета немаленькие — 49 миллионов 193 тысячи рублей ежегодно.
На сегодняшний день все 137 образовательных учреждений Курска оснащены тревожными кнопками. В 76 из них есть системы видеонаблюдения. Ещё 35 получат видеокамеры в этом году.
24 школы Курска охраняют частные охранные предприятия за счёт средств попечительских советов и городского бюджета. Там, где охрану несут ЧОПы, с родителей ежемесячно собирают по 100 — 150 рублей, а где нет частной охраны, дежурят сторожа и вахтёры. Ставить или не ставить охрану, решают родители и руководство школы.
— Мы не стали нанимать охрану, — говорит директор школы № 18, депутат курского Горсобрания Светлана Медведцкая. — У нас вахтёры всех в лицо знают — и детей, и родителей. И как только появляется посторонний, то они уже рядом с тревожной кнопкой. Но перед вооружённым человеком школа беззащитна. А в московской стрельбе меня поразил другой факт. Отец родной, чтобы разговаривать с сыном, надел бронежилет. Это какие же отношения были между отцом и сыном? Если отец опасался за свою жизнь, что мог сделать безоружный охранник?
К каждой школе полицейского не приставишь
Для охранных фирм работа с учебными заведениями — хороший бизнес. И суммы трат на сайте госзакупок фигурируют приличные. Тендер на охрану Курского железнодорожного техникума стоит 580 тысяч рублей в год. На что уходят эти деньги помимо зарплаты трём-четырём сотрудникам, непонятно. Руководство предприятий хранит молчание. При этом курские ЧОПовцы на деле мало что могут противопоставить вооружённым преступникам. У них оружия нет. Максимум, что могут, — как и простой вахтёр, нажать тревожную кнопку.
Вместе со старшим участковым ОП-1 Дмитрием ДАВИДОВЫМ корреспонденты «Житья» проверили безопасность в школе № 5 Курска. Её, кстати, охраняет частное предприятие. По нормативу после нажатия тревожной кнопки патруль полиции должен прибыть к месту в течение 5 минут. В нашем случае первый наряд полиции примчался через 2 минуты, а ещё через 30 секунд прибыл и второй.
И если полицейские в своих шлемах и с автоматами выглядели весьма внушительно, то у охранника школы на вооружении были только тревожная кнопка и видеонаблюдение. При выдаче лицензии охранному предприятию на подготовку сотрудников не особо смотрят. Сертификат охранника может получить и пенсионер.
— У нас на полицию вся надежда, — признаётся охранник Вера Алдохина. — Конечно, я примеряла московскую ситуацию на себя. Не знаю, как бы я поступила. У нас тоже конфликты бывают, но чаще с родителями. В школу мы их не пропускаем, вот они и возмущаются. Но правила есть правила.
Сразу после стрельбы в Москве прозвучали предложения поменять частных охранников на полицейских. Но в полиции и так не хватает людей. А чтобы обеспечить круглосуточную охрану всех курских школ, потребуется минимум 500 сотрудников.
— Я не думаю, что поставить полицию в школах — это выход, — считает начальник УМВД по Курской области Виктор ПОТАПОВ. — Мы достаточно серьёзно подходим к безопасности школ. Я ещё в августе прошлого года взял под личный контроль ситуацию. После московской истории мы максимально приблизили маршруты патрулей к школам города. Участковые уполномоченные и инспекторы ПДН при обходе участка обязательно заходят в школы. И работу ЧОПов мы тоже мониторим. Достаточно жалобы в лицензионно-разрешительный отдел, и мы начнём разбираться.
Кстати, по закону никто, кроме ЧОПов, не может заниматься охраной школ. Вот только по инструкции охранник совершенно не обязан идти на риск, пытаясь, к примеру, защитить детей, преградив путь вооружённому бандиту.
Профессиональных психологов в школах мало
Если вернуться к трагедии в школе № 236, то встаёт вопрос, как предотвратить ситуацию, когда ребёнок хватается за ружьё. А это уже задача школьных психологов. Сейчас они появились практически во всех городских школах. Хотя директора школ признаются, что сегодня в связи с нормативно-подушевым финансированием ставится вопрос о ликвидации такой ставки вообще.
— Я 18 лет проработал в школе, — говорит председатель курского регионального отделения ветеранов боевых действий по социальной защите граждан «Шурави» Александр БРЕЖНЕВ. — Профессиональных психологов в школах процентов 10 — 12. Остальные — это педагоги, которым не хватает часов. Они какие-то курсы прослушали и стали психологами. Да и кто пойдёт работать после вуза, если ставка в пределах 6 тысяч рублей? Так что отдача от таких психологов практически нулевая.
К безопасности в школах подходят по-разному. После московской истории где-то проводят классные часы, пытаясь как-то донести до учеников, что стрелять в учителей и полицейских нельзя. Но никакие меры безопасности не могут дать гарантии, что ситуации, подобные московской и выборгской, не повторятся вновь. Таких гарантий нет, и это признают все наши собеседники.
В ТЕМУ
За небрежное хранение оружия будут сажать
После событий в московской школе депутаты предложили сажать на два года за небрежное хранение оружия, которое повлекло гибель людей. Пока же за это грозит штраф до 40 тысяч рублей. Напомним, отличник Сергей Гордеев взял оружие отца, которое хранилось дома в открытом доступе. Так же обзавёлся оружием и белгородский стрелок Сергей Помазун.
В Курской области насчитывается 44 тысячи владельцев оружия, у которых на руках имеется более 50 тысяч стволов. В основном это охотничьи ружья. Но за последнее время выросли продажи оружия самообороны. По закону всё оружие должно храниться в сейфе, прикрученном к полу. Проверять его сохранность — обязанность участковых. Проверки граждан проводятся не реже одного раза в год. В случае необходимости, например ЧП, терактов и т. п., проводятся внеплановые проверки. За нарушение правил хранения в прошлом году 1 300 курян лишились и оружия, и лицензий.
КСТАТИ
Как вести себя, если вы стали заложником
— Прежде всего важно настроиться психологически, — говорит бывший сотрудник спецслужб Игорь Пахомов. — Помните, возможно, не сразу, но вас обязательно спасут. Соблюдайте спокойствие. Не показывайте свой страх. Не оказывайте террористам сопротивления, не стремитесь разжалобить их. Нельзя кричать и возмущаться. Выполняйте все их требования и не нарушайте установленные захватчиками правила. Это может вызвать агрессию. Пытайтесь отвлечься. Вспоминайте подзабытые стихи и анекдоты. Запоминайте все события, которые сопровождают захват. Потом это пригодится силовикам. При штурме падайте на пол, закрыв голову, стараясь держаться подальше от окон, дверей и террористов. Пребывание в заложниках вызывает сильнейший стресс, так что после освобождения не отказывайтесь от психологической помощи.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Почему он стал стрелять
— Тут дело не только в семье, — говорит педагог с 20-летним стажем Игорь СТЕХНЕВИЧ. — В случившемся есть и ошибка преподавателя. Для учителя главное — уметь установить дистанцию между собой и учеником. Такое умение приходит с опытом. Видимо, он просто не успел его наработать. Либо был неважным педагогом, если не смог понять, что творится в душе ученика.
— К сожалению, существует опасность повторения подобных случаев, — считает психолог Марина АЛЕКСАНДРОВА. — Так же, как это было с волной самоубийств подростков, несколько лет назад прокатившейся по стране. Причина прежде всего кроется в подростковой психологии. Это попытка привлечь внимание к собственной персоне. Ведь сегодня в СМИ смакуются подробности трагедии. Подросток зачастую не понимает, что его сверстник сломал свою жизнь. Он видит, что внимание общества привлечено к личности его ровесника. Возникает опасность повторения ситуации. Так что надо бы поменьше привлекать к этой трагедии внимания.
Читать все комментарии