Отдам натурой
Уже в этом году страховые компании начнут в массовом порядке возмещать водителям ущерб после ДТП не деньгами, а сразу направляя машины на ремонт
Cистема ОСАГО последние несколько лет в России активно реформируется, что в итоге одновременно приводит к росту стоимости полисов для водителей и жалобам страховщиков на убыточность данного вида страхования. Эта тема была затронута и 14 апреля в ходе прямой линии президента РФ Владимира Путина. К нему обратился президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин с предложением создать сеть региональных сервисов для внедрения и расширения практики «натуральных компенсаций» в ОСАГО.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверены, что эти нововведения сократят количество обращений к автоюристам.
— Существенный тормоз, особенно это характерно для регионов, — автоюристы, которые нацелены на получение денег, из которых они получают 30—40% за предоставление услуг пострадавшему, — отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь ЮРГЕНС, напомнив, что только в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд рублей из системы ОСАГО.
Глава государства в целом одобрил инициативу страховщиков и поручил Центробанку и правительству РФ до 1 октября 2016 года разработать механизм, по которому ущерб по ОСАГО страховщики будут возмещать водителю не деньгами, а направляя сразу автомобиль на ремонт.
Новая схема поможет и в борьбе с мошенниками: инсценировка ДТП с целью получения денег от страховой компании — популярный способ заработать. И хотя автоподстава карается по статье 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования», максимальный срок лишения свободы по которой составляет два года, доказать факт махинаций достаточно сложно.
— Натуральные выплаты удобны и для нас, и для водителей. При такой системе расчётов из оборота уходят наличные деньги и, соответственно, многочисленные автоюристы и мошенники оказываются не у дел, — считает представитель одной из страховых компаний Курска Ирина ЛЫКОВА. — Пострадавший автомобилист просто приносит в свою страховую компанию необходимые документы, а страховщик, в свою очередь, перечисляет деньги автосервису, где будет проходить ремонт автомобиля.
Страховщики уверяют, что эта инициатива автомобилистам пойдет только на пользу, однако курские водители данное нововведение воспринимают с опасением, считая, что страховщики будут экономить на ремонте, отдавая работу автосервисам из разряда «где подешевле».
— Все зависит от того, в каком именно автосервисе будет делаться ремонт, — считает автомобилист Андрей Бондаренко. — Велик риск, что вместо оригинальных запчастей на иномарку поставят дешевые китайские аналоги. Если же ремонтом будут заниматься официальные дилеры, то это совсем другое дело, и тогда не надо беспокоиться о качестве проведенных работ.
— Когда ты получаешь деньги от страховой, то сам решаешь, когда и где будешь чинить автомобиль, — говорит автолюбитель Юрий Лысенко. — А тут тебя отправят в неизвестный автосервис, и неизвестно, насколько затянется этот ремонт. Да и страховщики с автосервисами будут искать возможности сэкономить на ремонте и запчастях.
Работники автосервисов скепсис автовладельцев не разделяют, ссылаясь на жесткую конкуренцию.
— У нас в городе множество автосервисов, и одной низкой ценой водителей уже не заманишь, — говорит директор одного из автосервисов Петр АКИМОВ. — Нашей мастерской уже много лет, использовать дешевые детали не в наших правилах, репутация превыше всего. Можно сэкономить тысячу-две рублей, но потерять клиента, который затем сделает нам соответствующую «рекламу». Да и страховые компании будут выбирать те сервисы, которым доверяют автомобилисты.
Как это отразится на стоимости ОСАГО, пока неизвестно, но автомобилисты, похоже, уже привыкли, что полис каждый год дорожает.
Злостным нарушителям полис ОСАГО обойдётся дороже
Страховщики, Центробанк и ГИБДД готовят поправки в закон об ОСАГО, согласно которым стоимость полиса для водителей, систематически нарушающих ППД, будет существенно дороже.
Страховщики хотят установить для автомобилистов, совершивших от 5 до 9 грубых нарушений в год, повышающий коэффициент 1,86, то есть поднять стоимость страховки на 86%. Для тех, кто совершил от 10 до 14 нарушений за год, предлагается установить коэффициент 2,06. Нарушителям, у которых накопилось от 15 до 19 нарушений, коэффициент составит 2,26. От 20 до 24 нарушений — коэффициент 2,45. От 25 до 29 нарушений — 2,65. От 30 до 34 — 2,85. Тем, кто совершил более 35 нарушений за год, придётся умножить стоимость полиса на 3,04.
Страховые компании надеялись, что уже летом этот коэффициент появится в расчёте стоимости страховки. Однако уже видно, что его принятие отодвигается на осень, а заработать они должны уже с 1 января 2017 года.